Техника чтения в 6 классе
Технику чтения проверяем не только в пятом, но и в шестом классе, сохраняя преемственность подхода к читательским умениям и навыкам.
Предлагаем четыре текста для организации контроля в течение всего учебного года: «Облако», «Картина», «Ночные лакомки», «Воробьиное зимовье». Все они сопровождаются вопросами по содержанию текста.
Познавательные тексты адаптированы для чтения. Обозначено количество слов, сформулированы вопросы и задания для выявления осознанности чтения.
Диагностика техники чтения в начале учебного года
Текст 1
Ох и яблочным выдался тот год — что ни яблоня, то усыпана плодами. Ни один сорт не отступал, «догонял» друг друга. Гнулись к земле ветви под тяжестью урожая. 27
Яблони, словно желая поскорее избавиться от тяжёлой ноши, бросали на землю паданку. Глянешь утром под яблони, а земля под ними вся усыпана яблоками — собирай поскорей. 52
Только вот беда — стали попадаться при сборе кем-то надкушенные яблоки, да не так чтоб сильно, а слегка — парочка малых царапок тут и там коричневели на «испробованных» яблоках. Вот те на! Такие яблоки долю не хранятся. А кто ж таков этот яблочный гурман? Определить было сложно — следов-то нет. А надкушенные «по-свежему» яблоки всё попадались и попадались. Пытался подкараулить таинственного любителя яблок, да всё тщетно. 115
Прошли август с сентябрём, наступил октябрь — начало крепких зазимков. Облетела листва с деревьев. А вот спелые яблоки ещё продолжали кое-где оставаться на ветвях. Изрядно тронутые морозными утренниками, светились они живым янтарём на фоне серых ветвей. 150
Однажды, выйдя ранним вечером в сад, заприметил я летучих мышей. Крутятся себе вокруг яблонь, даже залетают в самую крону. Сначала я вовсе не придал этому большого значения — может быть, мошкару ловят, вон как вечер теплом разгулялся. Но в какое-то мгновение замечаю, как одна мышь, повиснув вниз головой, пристроилась у одного яблочка, да так близко, словно обнюхивает его. Вот тут-то и вспомнились мне «покусанные» таинственным существом яблоки, которые так часто приходилось находить. Вот, оказывается, чьи это проделки! 226
Заприметил я яблоко, у которого пристроилась мышь, и как только та слетела, решил стрясти его с яблони и убедиться, прав ли я в своей догадке. Так и сделал. И каково же было моё удивление, когда на яблочном боку увидел знакомые мне по «летним» яблокам отметины от маленьких зубов. Вот так да! Хороша новость! 279 слов
(По О. Трушину.)
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Объясните значение выражения «яблочный год».
2) Выберите наиболее подходящий заголовок:
«Интересный случай»
«Вкусные яблоки»
«Ночные лакомки»
«Летучие мыши»
3) Ответьте на вопросы:
— С какой загадкой столкнулся рассказчик?
— Чем обычно питаются летучие мыши?
— Как удалось определить, кто лакомился яблоками?
Диагностика техники чтения во 2 четверти
Январь в тот год был особенно лютый. Идёшь по дороге, а снег под ногами жжик-жжик — похрустывает. Мороз хватает за нос, щёки, руки прямо коченеют. 24
Бегу по аллейке и вдруг слышу воробьиное чириканье. Воробьёв не вижу, а голоса рядом. Подхожу к старой берёзе. Вершину берёзы облепила стая. Вглядываюсь вверх, слышу сонное чириканье. «Чего они оседлали эту берёзу? — думаю. — На берёзе не очень спасёшься от такой стужи». 65
Я давно знаю, что воробьи — выносливые птицы, но на ночь они всегда прячутся в сараях, под крыши, на чердаках. А тут совсем голая берёза. Постоял, постоял и ушёл, так ничего не поняв. А на следующее утро та же картина. И на третье утро я слышу воробьиное чириканье — воробьи упорно собираются на ночь на одной и той же берёзе. 123
«Достаётся бедным пичугам, — думаю. — Но почему они именно эту берёзу выбрали? Сколько разных деревьев вокруг. Тут что-то не так». Я задираю голову вверх, слушаю сонные голоса и не могу найти объяснения странной привязанности воробьёв к старой берёзе. 160
Обошёл берёзу вокруг. Но она оказалась обычной, каких много растёт вокруг. Но когда подумал и осмотрелся, я понял, почему воробьиная стая ночует на этом дереве. 185
Между двумя цеховыми корпусами сооружён фонтан. Он работает круглый год. Сюда поступает из цехов горячая вода, а назад уходит охлаждённая. Вокруг фонтана посажены ивы, берёзы. Посмотришь на фонтан днём — огромный столб тумана стоит над ним. Деревья вокруг блестят от мельчайших льдинок, будто хрустальные. Красиво! А старая берёза — чуть в стороне, но и на неё от горячей воды тепло идёт. Вот воробьи и облюбовали её для своего ночлега. И тепло, и красиво. 256
Так всю зиму спасались здесь воробышки от морозов. Я же был доволен, что разгадал воробьиную хитрость. 272
(По А. Иванову.)
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Объясните значение выражения «воробьиная хитрость».
2) Выберите наиболее подходящий заголовок:
«Старая берёза»
«Воробьи»
«Воробьиное зимовье»
«Фонтан»
3) Ответьте на вопросы:
— Чему удивился рассказчик, заметив воробьёв на старой берёзе?
— Где обычно зимой прячутся воробьи?
— Как выглядит фонтан зимой?
— Почему воробьи облюбовали старую берёзу?
Диагностика техники чтения в 3 четверти
Прилетело облако на большую чёрную гору. Лёгкое. Воздушное. Опустилось на её зелёные луга. Распласталось в центре её склона. Вытянуло шею, выгнуло спину и само стало на горную вершину похоже. Лежит облако на горе. Отдыхает. Хорошо ему. Тепло и уютно. Кругом такая благодать! 42
Луга покрыты пёстрым ковром разноцветных душистых трав и цветов, от ароматов которых кружится голова. Приветливо кивают головками белоснежные ромашки, голубые колокольчики, ярко-красные маки, жёлтые левкои, розовые гвоздики, фиалки… 70
Летают бабочки, стрекозы, осы, шмели, жужжат, собирая мёд, пчёлы. То тут, то там бегут, журчат серебристые, хрустальные ручейки. Так бы и лежало облако на горе, замерев, вдыхая весь этот чудный аромат, наслаждаясь всей этой дивной красотой. 106
Но вот подул сильный холодный ветер.
— Прочь отсюда! Улетай! Фью! — завывает. 117
А облако лежит себе, не шелохнётся, в солнечных лучах купается. Не хочется ему никуда с горы улетать. Так приятно и радостно ему здесь! 140
Ещё сильнее стал дуть ветер. Совсем рассердился на облако. Гонит и гонит его с горы:
— Ишь разнежилось! Другие работают, летают, а ты здесь прохлаждаешься. Прочь отсюда! Улетай! 167
Задрожало облако. Осторожно, чтоб не рассыпаться и не растаять, собрало в гармошку свои бока и медленно-медленно поплыло вдоль склона, сползая с горы. Ему так не хотелось покидать эту старую, добрую, уютную гору. «Ещё чуть-чуть полежу», — думало облако. 204
А гора, старая мудрая гора, не отпускает облако, говорит ему:
— Не спеши, милое! Не торопись! Полежи ещё немножко! Отдохни, сил наберись. 225
Посмотрело облако печально на гору. Никак ему не хотелось с такой красотой расставаться. Благодарно улыбнулось облако горе. Легонько оттолкнулось и медленно-медленно поплыло вдаль, боясь рассыпать все дары, что старая гора ему так щедро подарила. Всё выше и выше поднималось облако, подгоняемое ветром. Ещё мгновение — и оно совсем исчезло, оставляя за собой невесомый ажурный след. 279 слов
(По Н. Бессоновой.)
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дайте характеристику облаку, ветру и горе (на выбор ученика).
2) Выберите наиболее подходящий заголовок:
«Облако»
«Сердитый ветер»
«Ветер и облако»
«Гора и облако»
3) Ответьте на вопросы:
— Почему облако опустилось на гору?
— Зачем ветер прогоняет облако?
— Почему облако не хотело улетать?
Диагностика техники чтения в конце учебного года
Перед отъездом в город мама устроила генеральную уборку. Вытащила с дачного чердака старый хлам, разложила его по всему двору и ушла готовить обед. Я уселся на пенёк отдохнуть. Всё лето буквально присесть было некогда: то походы, то рыбалка… Теперь ещё и генеральная уборка на нашу голову. По-моему, эти вещи могли бы и дальше лежать на чердаке, никому не мешая. А вот картину можно повесить и в доме. 67
На картине был изображён цветок — тигровая лилия, на цветке сидит бабочка, вокруг — густая трава. Картина выполнена старательно: видна каждая травинка. Зачем мама поставила такой натюрморт рядом с кучей мусора? Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием? 107
Я пристально разглядывал картину и вдруг заметил, как из рамы вылетает нарисованная бабочка. Ещё и цветок теперь раскачивался! Да и трава на полотне, если приглядеться, слегка волновалась ветром. «Как же я мог так ошибиться? — думал я, поднимая лёгкий багет. — Ведь и трава внутри такая же, как снаружи, и цветок этот я сто раз видел. Вот что может сделать простая рамка!» 167
Я посмотрел сквозь рамку на папу. Папа как папа, ничего интересного. Но стоило навести на него рамку — он сразу сделался представительным мужчиной. 181
Взглянул через рамку на кошку — красота! Волосок к волоску, ушки точёные, лапки изящные, словно игрушечные. Будто их вывел пером японский художник. 210
Так и пошло. На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина. Вот мама режет на кухне капусту — живопись Рембрандта! Сестра размешивает салат — Ван Гог! Облако плывёт над домом такое, что и не снилось Шишкину с Левитаном. 249
Скоро мне надоело одному наслаждаться эффектом. Позвал во двор сестру. И она тоже принялась всё подряд превращать в картины. Соседа за забором. Птицу-камышовку на ветке. Дерево-сосну. 275
— Смотри, — говорю я сестре, — вот ещё картина. «Заброшенный сад».
— Откуда ты знаешь, что это картина? — с явным недоверием сказала сестра. — Рамка-то у меня! 298
Вот тогда у меня в голове что-то раз — и щёлкнуло. Всё как-то сразу посветлело. Оказывается, можно и без рамы. Кругом и так, само по себе всё — картина. 325
До этой минуты всё у меня в жизни было как-то порознь, само по себе, без всякого порядка и смысла. А теперь сразу и порядок, и смысл, и новый интерес появился. Как будто рассыпанные камешки сложились в яркую мозаику. 363 слова
(По С. Иванову.)
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дайте характеристику мальчику.
2) Выберите наиболее подходящий заголовок:
«Смешной случай»
«Новый интерес»
«Яркая мозаика»
«Картина»
3) Ответьте на вопросы:
— Как отдыхал мальчик летом?
— Зачем мама вытащила с дачного чердака старый хлам?
— Чем привлекла внимание мальчика картина?
— Каким эффектом наслаждался мальчик?
— Как изменился его взгляд на мир?