Тест по литературе для 5 класса
Одним из видов контроля по литературе в 5 классе может быть тест. Дети выполняют его письменно, каждому желательно раздать отдельный пакет заданий. Всего 2 варианта, чтобы избежать списывания.
Тест состоит из нескольких частей: в первой части предлагается текст и вопросы по его содержанию и интерпретации (А1-А17). Во второй части (А18-А22) проверяется читательский кругозор.
Тест по чтению для 5 класса
Фамилия, имя_________________________
Внимательно читайте задания теста. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.
Часть I (А1-А17)
Внимательно прочитайте текст. Выберите один ответ на вопрос.
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
— До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила Девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А Девочка увидела её и сказала:
— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
— Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде больше меня не увидит.
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, потом на ветку, с ветки на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
— Уф, как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую Девочку.
«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
И Гусеница упала в траву. А Девочка увидела её и сказала:
— Какая красивая!
— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё колышутся большие разноцветные крылья.
«Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала Бабочкой! Это бывает».
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (По В. Берестову.)
А 1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте:
1. Весна 2. Лето 3. Осень 4. Зима
А 2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?
Действие происходит ________________________________________________
А 3. Что решила сделать обидевшаяся на Девочку Гусеница?
Гусеница решила ____________________
А 4. Как ты думаешь, почему слова Гусеница и Девочка автор написал с большой буквы?
Гусеница и Девочка — это _________________
А 5. Перечисли главных героев этого текста.
Главные герои — это___________________________________________________
А 6. Как бы ты озаглавил этот текст?
Это текст можно озаглавить так_________________________________________
А 7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?
1. Повесть 2. Рассказ 3. Сказка 4. Пьеса 5. Басня
А 8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?
В этом тексте я выделил ___________частей.
А 9. Озаглавь выделенные тобой части.
Первая часть называется: _____________________________________________
Вторая часть называется: _____________________________________________
Третья часть называется:______________________________________________
А 10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.
План
_________________________________________________
А 11. Запиши три определения, которые показывают, какой характер был у Гусеницы.
Гусеница была __________________________
А 12. Продолжи предложение:.
Автор этого текста Валентин Берестов — человек наблюдательный, чуткий к красоте, мудрый, ироничный________________________________________ .
А 13. Почему Гусеница не сдержала честное гусеничное слово.
Гусеница не сдержала честное гусеничное слово, потому что … _______________________________________
А 14. Говоря о Гусенице, автор написал: «Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница». Что это означает?_______
А 15. Что имел в виду автор, говоря «…даже смотреть на тебя противно»? Когда еще можно так сказать? Приведи пример._________________________________________________
А 16. Назови тему данного произведения.___________________________________________________________________
А 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.__________________________________________________________________________
Часть II (задания А18-А22)
А 18. Назови любимые произведения, относящиеся к различным жанрам.
Название сказки:_____________________________________________________ее автор (если он есть)________________________________________________
Название рассказа:__________________________________________________его автор__________________________________________________________
Название повести:__________________________________________________ее автор___________________________________________________________
Название стихотворения:_____________________________________________его автор___________________________________________________________
Название пьесы:_____________________________________________________ее автор____________________________________________________________
А 19. Перечисли стихотворения, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название.
1-ое стихотворение (его название):_____________________________________его автор __________________________________________________________
2-ое стихотворение (его название):_____________________________________его автор___________________________________________________________
А 20. Закончи пословицы.
1. Грамоте учиться__________________________________________________
2. С кем поведёшься, от того__________________________________________
3. В гостях хорошо________________, а дома___________________________
4. По одёжке встречают,_____________________________________________
5. Что написано пером,_______________________________________________
А 21. Укажи, из каких книг взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.
Текст Тип книги1. Космос, — а, м. Мир, вселенная, а также ближайшее
пространство за пределами земной атмосферы.
Освоение космоса. (От греч. космос – «вселенная».) А. учебник
2. Я видел, как работал Гайдар. …Придумывал на ходу
фразы, потом записывал их, потом опять придумывал…- Хочешь, я прочту тебе повесть?Я, конечно, очень хотел послушать её.- Так вот, слушай!- Где же рукопись?..- Зачем мне рукопись! Она отдыхает на столе. Б. Словарь
3. Предки спартанцев пришли с севера Балканского
полуострова и обосновались в Южной Греции.
В долине реки Еврот в области Лакония несколько
соседних поселений объединились и стали
называться Спартой. В. Художественное произведение
А 22. Опиши своего любимого героя.__________
II вариант
Фамилия, имя_________________________
Внимательно читайте задания теста. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.
Часть I (А1-А17)
Внимательно прочитайте текст. Выберите один ответ на вопрос.
Все ветки на дереве давно уже зазеленели. Только одна оставалась чёрной и голой, будто никакой весны не было.
Сел на неё Дятел, постучал клювом и сказал:
— Так-так! Абсолютно сухая ветка.Проснулась Ветка от его стука и ахнула:
— Батюшки! Никак уже лето! Неужто я весну проспала!
— Засохла ты, — прошелестели Ветки-соседки. – Хоть бы ветер тебя поскорее сломал или человек срубил, а то ты всё дерево портишь.
— Ничего, — ответила Ветка. – Скоро и я зазеленею.
— Слыханное ли дело, чтобы среди лета почки раскрылись? – заворчали Ветки-соседки. – Весной надо было зеленеть, весной!
— Если я собираюсь зеленеть, значит, я не совсем сухая, — ответила Ветка.
— Хворостина ты! – рассердились соседки. – Палка, дубина, чурка, полено, коряга!
— Говорите что хотите, — сказала Ветка. – А я всё равно оживу.
Но её твёрдые почки так и не раскрылись.
Осенью листья на ветках пожелтели и ну летать, кружиться. Ветки-соседки заснули. Теперь они сами стали чёрными, голыми. Сухая Ветка ничем от них не отличалась. Даже Дятел как ни в чём не бывало сел на неё и спросил:
— Чего не спишь? Давай спи, набирайся сил до весны! – И тут он узнал её. – Какой же я рассеянный! Хворостине о весне говорю! – вспорхнул и улетел. А Ветка выпрямилась и сказала:
— Поживём – увидим.
Пришла зима. Упали снежинки на Ветку, укрыли её, стало тепло и тяжело, словно от листьев. Иголочки инея выросли на Ветке. Она так и засверкала в лучах морозного солнца.
Долгая была зима. Но вот поглядела Ветка вверх: небо тёплое, голубое. Поглядела вниз: под деревьями чёрные круги. Растаял снег. Проснулись Ветки-соседки и удивились:
— Ишь ты! Хворостина-то за зиму не сломалась. Видать, крепкая.
Услышала это Ветка и загрустила. Тут на неё сел Дятел:
— Привет-привет! Не беспокоят ли жучки-короеды?
— Дятел, Дятел… — вздохнула Ветка. – Опять ты всё перепутал – сухую ветку за живую принял.
— Какая же ты сухая? – удивился Дятел. – Ты просто разоспалась. Другие вовсю зеленеют, а у тебя только почки раскрылись. Кстати, куда девалась хворостина, которая тут торчала?
— Так это же была я! – обрадовалась Ветка.
— Перестань говорить глупости! – сказал Дятел. – То была абсолютно сухая ветка. Чего-чего, а живую ветку от сухой уж как-нибудь отличу. Я же всё-таки головой работаю. (По В. Берестову.)
А 1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте.
1. Весна 2. Лето 3. Осень 4. Зима
А 2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?
Действие происходит ________________________________________________
А 3. Что должно было произойти, по мнению Веток-соседок, с засохшей Веткой?
Засохшую Ветку должны были_________________________________________
А 4. Как ты думаешь, почему слова Ветка, Дятел, Ветки-соседки автор написал с большой буквы?
Ветка, Дятел, Ветки-соседки — это ______________________________________
А 5. Перечисли главных героев этого текста.
Главные герои — это___________________________________________________
А 6. Как бы ты озаглавил этот текст?
Это текст можно озаглавить так________________________________________
А 7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?
1. Повесть 2. Рассказ 3. Сказка 4. Пьеса 5. Басня
А 8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?
В этом тексте я выделил ___________частей.
А 9. Озаглавь выделенные тобой части.
Первая часть называется: _____________________________________________
Вторая часть называется: _____________________________________________
Третья часть называется:______________________________________________
А 10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.
План
___________________________________________
А 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Веток-соседок. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.
Ветки-соседки были ________________
А 12. Продолжи предложение:
Автор этого текста Валентин Берестов — человек наблюдательный, чуткий к красоте, мудрый, ироничный_________________________________________.
А 13. Кратко скажи, что могла объяснить своим соседкам Ветка.
Ветка могла бы сказать своим соседкам, что …___________________________ ___________________________________
А 14. Как ты думаешь, почему Ветки-соседки недолюбливали Ветку?_______
А 15. Как объяснял Дятел, почему Ветка оказалась живой, а он её не узнавал?
Дятел сказал Ветке, что …_______________________________________________
А 16. Назови тему данного произведения.__________________________________________________________________
А 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.______________________________________________________________________
Часть II (задания А18-А22)
А 18. Назови любимые произведения, относящиеся к различным жанрам.
Название сказки:____________________________________________________ее автор (если он есть)_______________________________________________
Название рассказа:__________________________________________________его автор__________________________________________________________
Название повести:__________________________________________________ее автор___________________________________________________________
Название стихотворения:_____________________________________________его автор__________________________________________________________
Название пьесы:____________________________________________________ее автор___________________________________________________________
А 19. Перечисли стихотворения, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название.
1-ое стихотворение (его название):_____________________________________его автор __________________________________________________________
2-ое стихотворение (его название):_____________________________________его автор___________________________________________________________
А 20. Закончи пословицы.
1. Семь раз отмерь, _____________________________________
2. Что написано пером,______________________________________________
3. Дарёному коню____________________________________________________
4. Лучше один раз ___________________, _______________________________
5. Сколько волка не корми, ___________________________________________
А 21. Укажи, из каких книг взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.
Текст Тип книги
1. Очень приятно, когда в ясное, морозное утро
ноги будто сами несут тебя по мёрзлым кочкам!
Попадёшь с разгона носком в лужицу – лёд
с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался
дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо
после переменки с холода вбежать в светлый класс! А. Учебник
2. Растения — основа жизни на Земле. Они насыщают
воздух кислородом. Они создают сложные
органические вещества из простых неорганических.
Только благодаря растениям на земле появились
и существуют животные. Б. Словарь
3. Растение, -я, ср. Организм, обычно
развивающийся в неподвижном состоянии,
получающий питание (в отличие от животных)
из воздуха (путём фотосинтеза) и почвы.
Царство растений. Высшие растения. В. Художественное произведение
А 22. Опиши своего любимого сказочного героя._______