ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах
Правило в одну строчку: чтобы написать в неопределённой форме глагола мягкий знак, нужно задать вопрос ‘что делать?’ или ‘что сделать?’, например: смеяТЬСЯ (что делать?) — он смеёТСЯ (что делает?).
Кажется, всё понятно! Однако на практике выходит иначе: ошибки на ТСЯ-ТЬСЯ допускают и школьники, и взрослые. Попробуем выяснить, что мешает применять такое ‘простое’ правило.
Главная причина ошибок – смешение глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица настоящего или будущего времени. Чтобы преодолеть эту причину, нужно учитывать фонетические, морфологические и синтаксические особенности.
Рассмотрим фонетические особенности ряда глаголов. Сравните: боЯтся — боЯться, встрЕтится — встрЕтиться (для удобства место ударения обозначаем прописной буквой). При произношении эти глаголы не отличить друг от друга, потому что место ударения одинаковое и звуковой состав тоже.
Приведём для сравнения их транскрипцию и убедимся в сходстве:
боятся [бΛj’Ацъ], звуков 6, букв 6,
бояться [бΛj’Ацъ], звуков 6, букв 7,
встретится [фстр’Эт’ицъ], 9 звуков, букв 10,
встретиться [фстр’Эт’ицъ], 9 звуков, букв 11.
Часто глаголы и имена существительные произносятся одинаково: родниковая водица – не надо с ним водиться, рябенькая курица – гейзер курится. Иногда доходит и до курьёзов! Например, в тексте диктанта говорилось о медведице с тремя медвежатами. Ученик слово «медведица» пишет «медведиться». Слова созвучны, но совсем не похожи. Разное правописание слов выявляет орфограмму, опознавательный признак которой – [ца] на конце слова.
Есть глаголы, у которых формы совпадают частично. Глаголы «учИться» и «Учится» отличаются только местом ударения. Глаголы «пугАться» и «пугАется» имеют одинаковое ударение и разный звуковой состав.
Можно найти и такие глаголы, у которых нет никаких совпадений: «пробИться» и «пробьЁтся», «борОться» и «бОрется».
Глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ имеют ещё несколько особенностей.
Во-первых, они употребляются с отрицательной частицей НЕ (Солнцу через густой лес НЕ пробиться. В одиночку биться НЕ годится.).
Во-вторых, глаголы могут стоять очень далеко от того слова, от которого задаётся проверочный вопрос (Мы решили дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.).
В-третьих, глаголы используются в роли сказуемых в разных по составу предложениях: в двусоставных (Орланы стали кружиться над поляной. Снег искрится, сверкает на солнце.) и односоставных безличных (Стало смеркаться. Приходится отказываться от маршрута.).
И, наконец, глаголы в неопределённой форме выступают в роли второстепенных членов предложения: дополнения (Скитания по тайге приучили меня [к чему?] разбираться в следах.), определения (Все усилия [какие?] пробиться сквозь дебри оказались напрасными.), обстоятельства (Мы ехали на дачу [зачем?] избавиться от хлама.).
Теперь давайте правильно ставить вопросы к глаголам и учиться различать ТСЯ и ТЬСЯ в предложениях. Одной чертой подчёркнуты слова, от которых задаётся вопрос, курсивом выделены глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ.
Солнцу (что сделать?) через густой лес не пробиться.
В одиночку биться не годится (что делать?).
Мы решили (что сделать?) дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.
Орланы стали (что делать?) кружиться над поляной.
Стало (что делать?) смеркаться.
Снег (что делает?) искрится, сверкает на солнце.
Приходится (что делать?) отказываться от маршрута.
Скитания по тайге приучили меня (что делать?) разбираться в следах.
Все усилия (что сделать?) пробиться сквозь дебри оказались напрасными.
Мы ехали на дачу (что сделать?) избавиться от хлама.
ТРЕНИРОВКА
Не все чешуйки укатят..ся бог весть куда. Мой лыжный след уже золотит..ся от насыпавшихся в него чешуек. Тот снег, что присыпан берёзовыми веснушками, сохранит..ся дольше. Столбики снега под рыжими шляпками оплавят..ся и истончат..ся.
Так куда же отправит..ся, чтобы отыскать самых первых вестников весны? Весна сначала поселяет..ся в лесу. Уже и поля все очистят..ся от снежного покрывала, и на лугах пробьёт..ся первая робкая трава, а в лесу всё ещё лежит снег. Здесь прячет..ся зима от тёплых лучей весеннего солнца.
Можете решить тест на выявление уровня приобретенных умений: http://ruslit.ioso.ru/testing.htm
Литература
Фитковская Е.И. Изучение правописания глаголов на ‘ТСЯ’ и ‘ТЬСЯ’ с учётом вариантов орфограммы / Русский язык в школе. — 1985. — №5.
САМОПРОВЕРКА
Не все чешуйки (что сделают?) укатятся бог весть куда.
Мой лыжный след уже (что делает?) золотится от насыпавшихся в него чешуек.
Тот снег (что сделает?), что присыпан берёзовыми веснушками, сохранится дольше.
Столбики снега под рыжими шляпками (что сделают?) оплавятся и истончатся.
Так куда же (что сделать?) отправиться, чтобы отыскать самых первых вестников весны?
Весна (что делает?) сначала поселяется в лесу.
Уже и поля (что сделают?) все очистятся от снежного покрывала, и на лугах (что сделает?) пробьётся первая робкая трава, а в лесу всё ещё лежит снег.
Здесь (что делает?) прячется зима от тёплых лучей весеннего солнца.