Урок-исследование «Способы передачи чужой речи»
Изучение темы ‘Способы передачи чужой речи’ направлено на решение двух основных задач: овладение грамматической нормой и совершенствование пунктуационных навыков.
Основные способы передачи чужой речи изучены обучающимися ещё в 5-8 классах. В 9 классе мы обобщаем все известные сведения и устанавливаем различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.
Авторы УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (Образовательная система ‘Школа 2100’, серия ‘Свободный ум’). — М.: Баласс, 2013.
Цели урока:
- обобщить сведения о способах передачи чужой речи, формировать понятие ‘синтаксические синонимы’,
- выявить отличия в способах передачи чужой речи,
- совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь,
- развитие информационной компетентности учащихся, умения извлекать информацию и обрабатывать её,
- развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки,
- выбор ценностных ориентиров,
- формирование активной личностной позиции.
Сценарий урока русского языка в 9 классе
I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность. Учитель приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха:- Наша деятельность очень напоминает работу садовника на своём участке. Он сажает в землю семя, своей заботой и трудом даёт возможность пробиться молодому зелёному ростку, который в конце концов сможет превратиться в необыкновенный, радующий глаз цветок.Посадим же и мы в благодатную почву нашего познания зерно сомнения, работой дадим движение ростку суждений и попытаемся получить необыкновенный плод под названием ‘истина’. Желаю успеха!
Подготовка класса к работе. 2 минуты
Самоопределение (Личностные — далее Л.). Понимание необходимости учения (Л.). Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные — далее К.)II. Актуализация знаний.
Цель этапа: контроль качества выполнения индивидуального задания.
Учитель организует повторение знаний, закрепление умений, использует ИКТ. Проводит работу с текстом: лексическую, орфографическую, пунктуационную.
Ученики слушают текст, который выразительно читает ученик. Фронтально отвечают на вопросы, составляют схемы, обозначают орфограммы. Слушают устное высказывание, оценивают. Работают с этимологическим словарём. 10 минут
Целеполагание, планирование (Регулятивные — далее Р.). Построение речевого высказывания (К.). Установление причинно-следственных связей (Познавательные — далее П.). Умение точно, ясно высказывать свои мысли (К.). Регуляция речевого поведения (К.)
III. Пробное учебное действие и анализ причины затруднений.
Цель этапа: организация проблемной ситуации, осознание внутренней потребности к построению нового способа действий, обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?).
Фронтальная работа.
Учитель организует повторение имеющихся знаний, закрепление умений. Создаёт проблемную ситуацию.
— Найдите предложение, выражающее главную мысль.
— Составьте предложение с прямой речью.
— Замените его предложением с косвенной речью.
— Изменилось ли содержание этой речи?
— Как называются конструкции, имеющие одинаковое содержание, но выражающие его по-разному?
Ученики делают записи, анализируют примеры, сравнивают, создают схемы, выбирают способ решения, обобщают, делают выводы. 5 минут
Анализ объектов с целью выделения признаков (П.). Формулирование проблемы (П.). Умение выражать свои мысли (К.)
IV. Формулирование темы и цели урока. Исследование (решение проблемы, проект выхода из затруднения).
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
Учитель организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации, ведёт подводящий диалог.
— Подберите другие синонимические конструкции, передающие чужую речь.
— Проанализируйте схемы. Какие из предложений могут передавать чужую речь?
— Приведите примеры.
— Прочитайте предложения, выделите чужую речь.
— Какими способами она передаётся?
— Для каких целей служит каждый из этих способов?
— Какой будет тема урока?
— Попробуйте сформулировать цели урока по схеме ‘вспомнить → узнать → научиться’.
Учитель организует физкультминутку (упражнения для глаз). Коллективное обсуждение проблемы.
Ученики выдвигают гипотезы. Обсуждают в группах, парах. Анализируют схемы, приводят примеры. Читают предложения. Устное высказывание. Записывают тему в тетрадях и на доске. Обсуждение в группах. Формулируют цели.
Умение анализировать языковой материал (П.). Целеполагание (Р.). Постановка вопросов (К.). Самостоятельная формулировка темы (П.). Формулирование цели (П.). Планирование (Р.). Прогнозирование (Р.).
V. Реализация проекта.
Цель этапа: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять, интерпретация текста.
Учитель организует индивидуальную работу, работу в группах. Устанавливает осознанность восприятия нового материала. Консультирует.
Ученики самостоятельно читают правила, находят подтверждение предположений. Работа в группах. Поиск и обработка информации. Составление схем. Редактирование. Отбор учебного материала. Конструирование предложений. 7 минут
Решение проблемы, построение логических цепочек, рассуждений, доказательств (П. — моделирование). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К.). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П. — общеучеб.). Управление поведением партнера (К.).
VI. Социализация, афиширование результатов.
Цель этапа: социализация, предъявление результатов деятельности обучающихся в форме выступлений.
Включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Наблюдает, направляет учащихся на выполнение намеченного плана. Руководит обсуждением результатов. Контроль, коррекция.
Ученики слушают, делают выводы о проделанной работе. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала.
1 группа: конструирование предложений.
2 группа: подбор примеров к формулировке правила.
3 группа: составление предложений по схемам.
4 группа: построение схем предложений
5 группа: медиагруппа работает в медиацентре с консультантом (исследование роли предложений, передающих чужую речь, в художественной литературе).
Индивидуально: редактирование предложений.
Поиск и выделение необходимой информации. Умение работать с опорными схемами, умение структурировать полученные знания (П. — общеуч.). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К.)
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
Цель этапа: усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач.
Учитель организует выполнение обучающимися заданий на новый способ действия, на проверку решений по эталону, исправляет ошибки, уточняет неточности, создаёт ситуацию успеха.
Ученики пишут самостоятельно сочинение-миниатюру по данной цитате, включив её в текст одним из изученных способов передачи чужой речи.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р.). Самоопределение (Л.). Нравственно-эстетическое (Л.). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р.)
VIII. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности всего класса.
Учитель организует рефлексию, самооценку результатов методом ‘закончи предложение’:
— Тема урока была…
— Мы узнали, что разные конструкции предложений, передающих чужую речь, называются …
— Выявили отличия в способах …
— Научились пунктуационно оформлять …
— Узнали о роли изученных предложений в …
Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Выбирают Д/З. 5 минут
Умение выражать свои мысли (К.). Рефлексия (Р.). Смыслообразование (Л.). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.)
IX. Домашнее задание.
Цель этапа: дать комментарий, пояснить задание.
1. Для всех: упр.29,
2. Индивидуально: сочинение-миниатюра по цитате П.А. Вяземского ‘Русский язык упрям: без постороннего труда не переупрямить его’.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Фамилия___________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
I. Работа с текстом:
Вот пишут: «Малая родина…» Но что это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить и измерить её?
По-моему, малая родина – это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле.
Малая родина на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
Евгений Носов
1. Словарная работа _______________________________________
2. Найдите в тексте устаревшее слово _________________________,подберите синоним __________________________________________
3. Выпишите из текста синонимы _____________________________
4. Выпишите предложения с вводным словом__________________________________________________________Постройте схему предложения ________________________________
5. Выпишите слова с приставками на -з и -с, обозначьте орфограмму__________________________________________________________
6. Выпишите слова с -н-, -нн- в суффиксах, объясните орфограмму _________________________________________________________
7. Найдите предложение, выражающее главную мысль. Прочитайте.
8. Запишите это высказывание в качестве прямой речи ____________
__________________________________________________________Запишите новое понятие (синтаксические синонимы)_______________9. Прочитайте предложения:
• Малая родина, по мнению Е. Носова, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.• Малая родина, как сказал Е. Носов, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.• Е. Носов считал малую родину окоёмом своего детства.
Есть ли в этих предложениях чужая речь?
10. Постройте схемы предложений, передающих чужую речь.
1. ________________________________ 2. ________________________________ 3. ________________________________4. ________________________________5. ________________________________
Задания по группам
1 группа
Нет счастья вне Родины.
К.Д. Воробьёв
Задание. Включите высказывание К.Д. Воробьёва в различные синтаксические синонимические конструкции, передающие чужую речь. При затруднении обращайтесь к учебнику. Сделайте вывод.
2 группа
Задание. Прочитайте глаголы, используемые в качестве слов автора. Какие из них стилистически нейтральны, а какие экспрессивны? Какие слова особенно характерны для художественных произведений и являются средством характеристики героев?
Распределите слова по колонкам.
Глаголы:
Сказал, спросил, ответил, гаркнул, требовал, прибавил, зарычал, прохрипел, предложил, пробасил, заорал, подтвердил, бормотал, молил, сознался, горланил, заметил, бубнил, расспрашивал.
Сделайте вывод.
3 группа
Задание. Прочитайте предложения с прямой речью. Определите стилистическую роль чужой речи и слов автора.
— У-ух, ну, здравствуйте! — шумным выдохом подытожила бабушка и бережно приподняла на руке кулика.
— Неуж! – удивилась она весело, уже живая праздником, родившимся от чудотворности её рук.
Запишите свои наблюдения.
4 группа
Задание. Подберите примеры из данных текстов к формулировкам правила. Запишите их.
1. …Сеял человек хлеб, ронял зёрна в землю… Теперь он же роняет заветные слова в человеческие души. Я думаю, что, при всей насущности хлеба, высокое слово поэта о земле, о человеке в данном случае важнее». (Е. Носов «Слова, творящие праздник».)
2. Заглядываю девчонке в лицо и приветствую вопросом: – И откуда такая вода голубая?Девчонка, невольно оглянувшись, заговорила о самом синем море, голубых далях, серебряных берегах… (Е. Носов «Майским утром».)
3. Все – и медперсонал, и мы, раненые, со дня на день, с часу на час ожидали близкой победы. По сообщениям не выключавшегося даже ночью радио, пал Будапешт, была взята Вена. Было видно, что теперь кончится без нас. (Е. Носов «Красное вино победы».)
5 группа
Задание.
1. Изучите самостоятельно тему «Способы передачи чужой речи» Воспользуйтесь либо учебником, либо материалами сайта http://www.gramota.ru/
2. Исследуйте отрывок из рассказа Е. Носова «Варька». Какие способы передачи чужой речи использует автор?
3. Замените прямую речь другими способами передачи чужой речи.
4. Сделайте выводы после проделанного исследования: с какой целью автор использует чужую речь?
На уроке используется презентация.
Скачать презентацию (файл ppt, размер 2,85 МБ).