Урок литературы с элементами кейс-технологий
Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.
«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.
Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.
Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.
Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.
Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.
Примеры кейс-заданий
Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?
Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?
На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.
Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.
Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Цели урока:
Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира, пополнять активный словарь школьников, совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.
Содержательная: углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, обучить целостному анализу поэмы, создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста
Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.
Формулирование темы и цели урока учащимися.
(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.
Краткое сообщение учеников
1) Об истории создания поэмы «Мцыри».
2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.
(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)
Слово учителя:
– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.
Работа в группах.
На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях, познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств, коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.
Задания для I группы.
- К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
- Определите тему произведения. Докажите.
- Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
- Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
- Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?
Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».
Примерный ответ группы:
Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.
Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.
Из «Философского словаря», 2003 г.:
С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.
Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.
Примерный кейс-ответ:
1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире ‘бездушных людей’, ‘приличьем стянутых масок’.
Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы ( а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.
Задания для II группы.
- В чём особенность композиции?
- Когда в нём слышится голос лирического героя?
- Определите строфику произведения и количество строф.
- Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
- Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?
Примерный ответ группы:
В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.
Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.
В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.
Примерный ответ на кейс-задание:
1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.
2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.
Задания для III группы.
- С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
- В чём своеобразие лексики?
- В чём особенность синтаксических конструкций?
- А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.
Примерный ответ группы:
Тропы поэтической речи
Тропы поэтической речи | Примеры |
Сравнения | Она, как червь, во мне жила.. Где люди вольны, как орлы… Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок… Я вырос в сумрачных стенах… Я сам, как зверь, был чужд людей… И полз и прятался, как змей… |
Метафоры | В тени рассыпанный аул.. Но страх не сжал души моей… |
Олицетворение | Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит… Я видел груды тёмных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! |
Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.
Примерный анализ кейс-ситуации:
1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.
2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.
Коллективная работа.
— Какое впечатление произвело на вас произведение?
— Какое настроение оно вызывает?
— Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?
— Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.
Как, по-вашему, следует его читать?
Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.
Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.
Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).
Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.
Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.
— Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?
Рефлексия по методике незаконченных предложений.
(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).
На уроке я узнал… повторил… учился… понял… задумался…
Теперь я могу…
Было трудно…
Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Литература
1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.
2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.
3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри
4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.
5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.
7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com