Урок по теме Деепричастия в тексте
После изучения раздела ‘Деепричастие’ можно провести урок по теме ‘Деепричастия в тексте’.
Это урок-практикум, когда решаются практические задачи выяснения роли и употребления деепричастий в текстах разных стилей.
Сценарный план урока содержит возможные ответы учеников, памятки для оценивания письменного ответа и устного ответа на лингвистическую тему.
Цели урока:
— строить связное монологическое высказывание, высказывать и обосновывать своё мнение,
— выступать перед аудиторией сверстников с сообщением,
— осуществлять речевой самоконтроль,
— соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, нормы употребления деепричастий в речи (при одном действующем лице с глаголом-сказуемым),
— наблюдать за ролью деепричастий в текстах разных стилей,
— создавать вторичный текст с использованием деепричастий.
Задачи урока:
— выяснить роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей,
— научить использовать деепричастия в речи,
— сформировать внимательное отношение к употреблению слов, заинтересовать богатством и разнообразием русской лексики.
Сценарий урока
I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель:
— Я хочу начать наш урок с притчи.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
— Назови, что ты выбираешь из них.
— Ложку, — ответил юноша.
— Произнеси это пять раз.
— Я выбираю ложку, — постепенно повторил юноша 5 раз.
— Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
Учитель:
— Что же надо?
Ученики:
— Протянуть руку и взять ложку.
Учитель:
— Вот вам сегодня надо протянуть руку, получить знания и применить их на практике. Желаю удачи!
II. Формулирование темы урока.
На доске записаны ключевые слова урока: исследование, роль, деепричастие, деепричастный оборот, текст, стили речи.
Учитель:
– Используя ключевые слова, формулируйте тему урока. Определите наши цели.
Ученики:
— Выявить, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в текстах разных стилей.
— Исследовать роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей.
III. Актуализация знаний.
Учитель:
— Одними из ключевых слов урока являются слова «стили речи». Давайте вспомним всё, что мы знаем о них.
Дети вспоминают стили речи (на доске нарисована схема).
Подготовленный ученик декламирует стихотворение В.А. Синицына:
Артисты говорят в гримёрной,Твой друг беседует с тобой —Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ,А не какой-нибудь иной.Рассказ читаешь или стих,Роман, поэму, пьесу —Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль, Стиль очень интересный.Ещё есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ — Статей в журнале политическом,Газетных очерков, заметок —Запомни также стиль и этот.А биографию открой —ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.А правила когда мы учим, Употребляем стиль НАУЧНЫЙ.
Блиц-опрос.
Учитель:
— Назовите задачи книжных стилей.
Ученики:
Научный – обобщение научных сведений, научное объяснение фактов.
Официально-деловой – сообщение, информирование.
Публицистический – воздействие через средства массовой коммуникации.
Художественный – изображение картины и воздействие на читателя.
Учитель:
— Перечислите стилевые черты научного стиля (использование терминов и профессиональных слов, строгая логичность, объективность, смысловая точность, отвлечённость и обобщённость).
IV. Проверка домашнего задания.
Учитель:
— Предоставим слово ребятам, которые исследовали тексты публицистического стиля. К каким выводам они пришли? Слушайте внимательно и приготовьтесь к анализу их ответов.
Ученики:
— Исследуя текст публицистического стиля «Чегемский водопад», мы обнаружили, что в нём были использованы три деепричастия и пять деепричастных оборотов.
— Нам удалось установить, что деепричастный оборот «разбиваясь на мириады брызг», дополняя глагол «низвергается», подчёркивает мощь потока. Усиливают это впечатление деепричастия «пенясь», «бурля и клокоча». При этом создаются зримый и звуковой образы. Используется аллитерация: сочетания сонорных, свистящих, взрывных согласных.
— Зрительный эффект создаётся при помощи деепричастных оборотов «переливаясь на солнце всеми цветами радуги и разлетаясь во все стороны», которые помогают представить эту картину во всём разнообразии её красок.
— Красив Чегемский водопад и зимой. В этом нам позволяют убедиться деепричастные обороты «образуя множество ледяных фигур» и «поражая своей причудливой формой». Водопад замерзает, и величественные ледяные творения, созданные природой, завораживают нас.
— Работа с текстом позволила нам не только выявить роль деепричастных оборотов и деепричастий в нём, но и узнать о таком чуде природы, как Чегемский водопад. Нам захотелось взглянуть на него хоть одним глазком.
V. Исследовательская работа.
Учитель:
— Сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад».
Чтение стихотворения.
Кипя,Шипя,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Свиваясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, круша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Взвиваясь, вертясь, грохоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, — Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
Учитель:
— Вы исследователи-лингвисты. Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия:
1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив признаки данного стиля.
2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи.
3 этап (экспериментально-аналитический). Проверить гипотезу.
4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик — радостный родник». Или: «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».
VI. Афиширование результатов исследовательской работы.
Учитель:
— К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите.
Ученики:
— Во-первых, по жанру это стихотворение, во-вторых, основная задача этого стиля – изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально, образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.
Учитель:
— В чём особенность стихотворения?
Ученики:
— Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения.
Учитель:
— Какова роль деепричастий в этом стихотворении?
Ученики:
— Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные смысловые оттенки.
Учитель:
— Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Ученики:
— Разделить деепричастия на тематические группы.
Учитель:
— Какие тематические группы можно выделить? Ваши предположения?
Ученики:
1. По звуку
2. По движению.
3. По зрительным впечатлениям.
4. По аналогии с человеческими качествами.
— Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный, бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.
Учитель:
— Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам) и сделайте выводы:
1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя),
2 группа – по зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь),
3 группа — по движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь),
4 группа – по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая).
2 человека из 4 группы выделяют, какие именно человеческие качества присущи этому водопаду, распределяют по группам.
1 — игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая),
2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша),
3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь),
4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя).
1 группа:
– Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям, мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетания свистящих, шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом, дают возможность передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот, спокойное движение воды.
2 группа:
– Выделив деепричастия по зрительному эффекту, мы пришли к выводу, что они помогают нам зрительно представить изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно меняющегося (меняясь).
3 группа:
– Рассмотрев деепричастия, которые передают движение, мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол ‘падают’, разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной.
4 группа:
– Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с качествами человека и пришли к выводу, что, используя олицетворение, автор хотел показать водопад как живой организм, у которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая), то спокойный (ворча, воркуя, встречаясь), то нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя).
Учитель:
— Подтвердили ли мы свою гипотезу?
Ученики:
— Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в прямом и переносном значении. Обозначая добавочное действие, деепричастия дорисовывают, характеризуют основное. Деепричастия могут быть средством выразительности, помогают создать художественный образ.
(Анализ работы в группах, выставление оценок).
Памятка для оценивания устного ответа на лингвистическую тему:
а) правильность положений,
б) логичность и последовательность изложения (следование плану),
в) полнота и содержательность ответа,
г) наличие примеров,
д) соответствие текста стилю и теме,
е) культура речи.
VII. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи.
Учитель:
— Мы приступаем к 4 этапу нашей исследовательской задачи (продуктивному). Вам надо написать текст данного стиля речи, используя деепричастия и деепричастные обороты, на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик — радостный родник». Или: «Родник – начало и исток, воды живительный глоток». Можно использовать деепричастия из стихотворения Саути. На работу вам отводится 5 минут.
Кому трудно справиться с этой задачей, могут в готовый текст вставить подходящие по смыслу деепричастия. Тексты у вас на столах.
Задание.
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.
Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________, переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?
Учитель:
— Какое правило мы должны помнить, вводя в сочинение деепричастия, при написании работ?
Ученики:
— Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: ‘Возвращаясь домой, меня застиг дождь’.
Вариант ученика:
Когда-то в Коренной Пустыни только зарождалась монастырская жизнь. А первым жителем этой священной земли стал родник. Пробив толщу земли, вырвавшись на свободу, падал его поток с крутого склона, напоминая маленький водопад. Струясь, резвясь, скользя по корням деревьев и камням, спешил напоить он своей живительной влагой землю, вперёд убегая в свободолюбивом задоре.
Ожила земля в Коренной, зазвенели родники в разных концах её, добрым людям объятья земли раскрывая.
(Анализ сочинений, выставление оценок.)
Памятка для оценивания письменного ответа:
— содержание работы полностью соответствует теме,
— содержание излагается последовательно,
— работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления,
— достигнуто стилевое единство и выразительность текста,
— в миниатюре использованы деепричастия.
VIII. Рефлексия.
Учитель:
— Какой вывод можно сделать о роли деепричастий в тексте?
Ученики:
— Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
— Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
— Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
Учитель:
— Что узнали нового для себя?
— Где могут пригодиться эти знания?
IX. Домашнее задание.
С. 187-188. Анализ текстов 1, 2 с письменным обоснованием.
Литература
1. Резвая А.Ю. Слово в тексте / Приложение к газете ‘Первое сентября’ / Русский язык. — 2002. — № 31-32 /http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203802
2. Чегемские водопады /http://taynykavkaza.ru /publ/zagadochnye_mesta_kabardino_balkarii/chegemskie_vodopady/chegemskie_vodopady/39-1-0-95