Викторина по рассказам Евгения Носова
Читательскую викторину в 5-6 классах мы посвятили книге Евгения Ивановича Носова ‘На рыбачьей тропе’. Писателю 15 января исполнилось 90 лет со дня рождения.
Отчий дом на тихой деревенской улочке, тесный магазинчик, обветшалая церковка с погостом, семилетняя школа, машинный двор, артельный сад, луговая вольница, старая мельница, петлявая речушка… По этим приметам можно узнать малую родину писателя Евгения Носова. Она на всю жизнь щедро одарила своего воспитанника счастливыми «крыльями вдохновения».
«Как писатель я черпаю вдохновение в своём курском соловьином краю». Давайте вместе с автором и его героями отправимся в небольшое путешествие по отчему краю.
— За окошком зима, но не бойтесь мороза. Будет весна, за ней — тёплое лето. А там и золотая осень!
Вопрос 1
«Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: ‘Как же теперь быть?’»
— Как же быть синичке? Что нужно сделать?
— Покормить птиц! Сделать кормушки и развесить их на деревьях. Не забывать вовремя подсыпать корма. (Из рассказа ‘Тридцать зёрен’.)
Вопрос 2
«Оно, конечно, ядрёная зима русскому человеку не в тягость. Любит он и крутой морозец и спорую порошу. Иной раз ввалится в сени, на шапке сугроб, борода смерзлась, аж хрустит, постучит валенком о валенок у порога, хлопнет шапкой о колено и крякнет: ‘Ну и метёт. Носа не видно!’ А у самого в глазах так и прыгают лукавинки. А спросить: чему радуется?»
— Чему можно радоваться, как вы думаете?
— Красота же кругом — куда ни погляди, когда снег идёт. Легко дышится, когда тихо и морозно. Смешно становится, если посмотреть на пешеходов: они превращаются в нарядных снеговиков! (Из рассказа ‘Весенними тропами’.)
Вопрос 3
«Мир сузился до нескольких шагов. И весь этот мир — белый мятущийся рой над чёрной бездной. Снежинки кружились, стремясь не упасть, хоть сколько-нибудь продержаться, отдалить мгновение гибели. Но, обессиленные, покорно падали в недвижную воду, а из глубины омута им навстречу летели такие же, безошибочно находили в хороводе свою пару и у грани воды и неба сливались воедино, чтобы затем исчезнуть навсегда…
Разве можно одним нажатием пальца запечатлеть такое?»
— Ребята, помогите ответить на вопрос!
— Если не берёт фотокамера, нужно взять холст и краски. (Из рассказа ‘Весенними тропами’.)
Вопрос 4
«Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать. Но попробуй донеси! Вот он, шельмец, журчит в кустах. Там и ручеёк-то — кружка воды. Но шуму — на весь лес. То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. Попробуй изобрази. И всё же надо добиваться. Ведь можно, я знаю».
— Как же добиться, чтобы передать красоту природы?
— Настоящий художник слова использует выразительные средства языка. Ручеёк словно оживает и превращается в смешного мальчишку, который не может обойтись без проказ. Автор его называет стилистически окрашенным словом ‘шельмец’. Ручеёк такой маленький, что писатель не может обойтись без литоты и гиперболы (‘ручеёк-то — кружка воды’ — ‘ шуму — на весь лес’). (Из рассказа ‘Весенними тропами’.)
Вопрос 5
«Весна вся в движении. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе.
Зарядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. Трубач увидел сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. Он давно ожидал, когда я, наконец, начну собираться.
— Идём, дружище, весну встречать».
— Как вы думаете, ребята, как можно встречать весну?
— Встать раньше, чем обычно. Можно на прогулку пойти, в лес или на речку. (Из рассказа ‘Весенними тропами’.)
Вопрос 6
«Сбрасываю рюкзак и жадно ломаю белопенные ветки. Черёмуха отдёргивает их, брызжет в лицо росой, но отдаёт себя охотно: ветки ломаются легко, с сочным хрустом. Видно, ей и самой не хочется просто так отцвести и осыпаться никем не замеченной.
Вот ведь как странно устроен человек! Сначала наломает черёмухи, а потом уж думает, что с нею делать. Мне она не нужна. Дома под окном растёт большой куст, и теперь он тоже распустился на рассвете.
Но ведь не бросать же цветы под деревом!
И вдруг приходит решение…»
— Какое же решение принимает герой?
— Наверное, он кому-нибудь подарит эти цветы. Может быть, первому встречному, как в сказке! (Из рассказа ‘Дымит черёмуха’)
Вопрос 7
«Радуга медленно, не забегая вперёд и не отставая от нас, двигалась параллельно дороге, продолжая упираться своим левым концом в затерявшуюся в зарослях речушку. Вот её передний правый рукав шагнул на улицу села, белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.
Нам нужно было проезжать через село, дорога шла туда задами. Но Евсейка неожиданно резко поворотил лошадь и, лихо гикнув, помчал напрямик, по клеверищу.
— Врёшь, не уйдёшь! — крикнул он, становясь во весь рост».
— Можно ли догнать радугу? Удалось ли это Евсейке?
— Нет, радугу догнать невозможно. Даже на реактивном самолёте. (Из рассказа ‘Радуга’.)
Вопрос 8
«- Слышал я, Санька, одну загадочную историю, — начал дядя Сергей. — Рассказывали мне, будто плавает по нашей стране неведомо кем построенный кораблик с мачтами, с парусами — всё как положено. Никто не может удержать его. Швыряют тот кораблик волны, ветер ломает мачты и рвет паруса, а он не сдаётся — плывёт и плывёт. Поймает его какой-нибудь парнишка, починит и думает, вот хорошая игрушка. Только спустит на воду, а кораблик надует паруса — и был таков. Так и плывёт он мимо сёл и городов, из реки в реку, через всю страну, до самого синего моря».
— Такой кораблик Санька тоже нашёл, с дядей Сергеем отремонтировал его и даже дал ему название. Как вы думаете, какое?
— Санька назвал яхточку ‘Мечта’. (Из рассказа ‘Где просыпается солнце?’)
Вопрос 9
«За ненастьем как-то незаметно истаял день. Уже в четвёртом часу тетя Оля зажигала лампу. Кутаясь в козий платок, она вносила самовар, и мы от нечего делать принимались за долгое чаепитие. Потом она шинковала для засолки капусту, а я садился за работу или, если попадалось что интересное, читал вслух.
— А грибков-то нынче не запасли, — сказала тетя Оля. — Поди, теперь уж и совсем отошли».
— Какие осенние грибы вы знаете?
— Осенние опята, сыроежки.
— Где же их искать?
— На пеньках целыми семейками растут опята. (Из рассказа ‘Забытая страничка’.)
Вопрос 10
«И, уходя с реки с порожней сумкой, я не клял себя за ‘пустой’ день, не зарекался, что, мол, хватит, всё, больше не пойду. В следующее воскресенье соберусь снова. И буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. Потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней».
— Почему у рыболова не бывает ‘пустых дней’?
— Наверное, потому, что он наедине с природой, любуется тишиной утра, наслаждается спокойствием реки, набирается положительных эмоций, успевает увидеть то, что в суете привычных дней пропустил бы. (Из рассказа ‘Деревенские ласточки’.)
Вопрос 11
«В пору листопада я хожу в лес… Зимой до орешника не доберёшься: метровые сугробы по кустам наметены. Летом же в густой зелени трудно высмотреть подходящий строй. Срубишь, глядь — то комель искривлён, то вершина раздвоена. Зато осенью выберешь, что тебе надо. Орешник стоит светел, видна каждая ветка. Все вершинки не торопясь оглядеть можно. У орешника такая особенность: начинает ронять лист с самых высоких побегов».
— Для чего герой ходит за лещиной именно в пору листопада?
— Возможно, за орехами, хотя их трудно разыскать под опавшими листьями. Или за ровной орешиной для удилища. (Из рассказа ‘Лесной хозяин’.)
Вопрос 12
«Дед Проша вызвался показать место с хорошей лещиной. Он … рад случаю промяться, а потому и суетлив и болтлив без удержу.
Я тоже рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить. …И я, очарованный, смотрю на эти с детства знакомые полотна: сумрачные еловые дебри, бронзовостволые сосновые боры, светлые, все в солнечных пятнах дубравы, ромашковые опушки, лесные просёлки с лужицами в колеях… Всё это не в золочёных рамах, не в музейных залах. Эти картины развёртываются передо мной во всю ширь. Они возникают по обе стороны тропинки, которая ведёт нас с дедом Прошей в самое сердце леса».
— Какие же знакомые полотна мог увидеть герой Носова? Назовите имена их создателей — русских художников.
— Это пейзажи Поленова, Левитана, Шишкина. (Из рассказа ‘Лесной хозяин’.)
Вопрос 13
«Подхожу. Этакий ветхий старичок. Полушубок в заплатках, из дыр не овчина, а вроде как мох торчит. ‘Покажь, говорит, как идти на Сухой Дол’. Прикинул я: наша деревня напрямик будет, значит, Сухой Дол по левую руку. ‘Сюда, говорю, по этой дороге ступай’. Поклонился старичок, а сам на срубленное дерево глаз скосил. ‘Валялось, — соврал я, — подобрал, чтобы не пропадало’. Ничего не сказал. Только посмотрел стылыми ледышками, покачал головой и заковылял прочь… Пошёл он прочь, а сам так на ногу и припадает. Кому ж быть! Я после того едва из лесу выплутался. Невесть откуда туман взялся. Ничего не видать».
— С кем встретился в лесу дед Проша?
— Кажется, с обычным старичком. Но дед Проша уверен, что повстречал лесовика, хозяина леса, Лешего, значит. (Из рассказа ‘Лесной хозяин’.)
Вопрос 14
«А я больше с ружьём люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг, пожалуйста, слазил и достал.
— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.
— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.
— Ну что вы! — удивился я.- Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?»
— Почему охотничий пёс не сразу взял подстреленную птицу?
— Действительно, на воде следов не отыщешь. Только пёс, наверное, слепой. (Из рассказа ‘Трудный хлеб’.)
Вопрос 15
«Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Порой тоскливая, зовущая, порой задумчивая и покорная, полная светлой печали мелодия робко вплеталась в неугомонное ворчание хмурой реки. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели».
— Как вы думаете, что могло издавать таинственные звуки на реке?
— Ветер, камыш или осока, коряга на берегу или раковинка. (Из рассказа ‘Таинственный музыкант’.)
Вопрос 16
«Плёс затих, затаился… И хотя нарушен не мой покой и мне решительно ничего не угрожает, но почему-то тоже становится неуютно от повисшего над землёю чёрного силуэта… А он всё кружит и кружит, настойчиво и нахально сверля глазами пески и травы, камыши и тихую гладь воды. …Со стороны он ещё больше похож на вражеский бомбардировщик… И вдруг из затихших трав в небо почти вертикально взмывают две серо-серебристые птицы. Их согласный, решительный бросок в вышину похож на взлёт двойки истребителей. Преследователи делают крутой вираж и снова устремляются на хищника. Отчаянными лобовыми атаками …всё дальше и дальше оттесняют (врага), и, когда тот отлетает достаточно далеко, обе птицы оставляют преследование и идут на посадку».
— Мы с вами словно стали свидетелями воздушного боя. Кто с кем бился, вы узнали?
— Хищником может быть коршун, а борются с ним чибисы. (Из рассказа ‘Чёрный силуэт’.)
Вопрос 17
«Однажды утром бабушка принесла из курятника петуха, и все ахнули. Его широкий, короноподобный гребень, большие, до самого зоба бурды и не покрытые перьями щеки были белы от инея.
— Пропал петух! — заахала бабушка. Все домашние собрались вокруг пострадавшего и с озабоченностью смотрели на его обмороженную голову.
— Надо зарезать, — сказал наконец отец. — Всё равно сдохнет…»
— Как поступили герои рассказа?
— Им было жалко петуха. Бабушка смазала его гребень жиром, под печку посадила, где сохранялось тепло. (Из рассказа ‘Как патефон петуха от смерти спас’.)
Вопрос 18
«Прошёл переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмётся и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружье, прибавил шагу. Клубок ещё быстрее покатился. Я — бежать. От тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.
Но серый клубок и не думал сворачивать. Наконец нагнал я его».
— Кого настиг герой около рельсов и шпал?
— На клубок похож только ёжик. (Из рассказа ‘Хитрюга’.)
Вопрос 19
«Опять принялись за поиски, но так и не нашли ежа. Поздно вечером улеглись и долго ещё не спали, прислушиваясь, не зашлёпают ли по полу лапки беглеца.
— Папа, а не спрятался ли он в твой охотничий сапог? — спросил сын и, не дожидаясь моего ответа, соскочил с кровати, побежал обследовать сапоги.
— Нету…
— Спи, завтра сам найдётся.
Но и утром ежа не было. Расстроенный, сын пошёл в школу.
Весь день я гадал, куда мог исчезнуть ёжик. Вернувшись с работы, я ещё с порога спросил, не отыскался ли он. Но ежишка пропал бесследно».
— Куда мог спрятаться ёжик так, что его никто не смог найти?
— Видимо, его принесли из лесу в рюкзаке. Потом рюкзак повесили в кладовой. Именно там он и прятался. (Из рассказа ‘Хитрюга’.)
Вопрос 20
«Я снял котелок. Когда чай немного остыл, мы принялись пировать. Алексей отхлебнул первым. Я достал свой сахар, заранее откусил от него маленький кусочек и принял в озябшие ладошки закопчённую посудину. В котелке плавал уголь, подпалённые листья и ещё какой-то мусор. Я подул на воду, сгоняя сор к другому краю, и тоже отхлебнул. Чай пах дымом, горелым деревом, вязал язык, немного горчил, но всё-таки был удивительно вкусен. Так хорош, что я глотнул ещё два раза и только потом передал котелок.
Так мы пили по очереди, экономно откусывая сахар и смакуя каждый глоток чудесного напитка, изгоняющего дрожь и щенячье желание скулить».
— Как называется тот чудесный напиток, который пили ребятишки?
— Это чай, но не обычный, а рыбацкий, его ещё называют ракитовым. (Из рассказа ‘ракитовый чай’.)
Вопрос 21
«Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее моё удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя её то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отражённая в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.
Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полёта она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещённый солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку».
— Какая птичка помогала рыбаку ловить рыбу?
— Это птица зимородок (Из рассказа ‘Зимородок’.)
Вопрос 22
«Усталые и истерзанные, с ног до головы облепленные репьями, мы свалились на траву.
— Тьфу! — сплюнул мой спутник.- Никогда не встречал подобной гадости. И откуда они только тут взялись? Главное, растут как раз вдоль тропы. Как нарочно!
Приятель стащил с себя куртку, штаны и с яростью начал обрывать с одежды репьи, отшвыривая их подальше от себя.
— Что ты делаешь? — схватил я его за руку.
— А что? Что ж, мне так в репьях и идти домой? — удивился он».
— Почему репьи растут вдоль тропы?
— Скорее всего, люди, идущие по тропинке, снимают репьи с себя и бросают их там же. (Из рассказа репейное царство’.)
Вопрос 23
«Этого петуха лисица инвалидом сделала. Они к нам на ферму частенько заглядывают. Одна была до того хитрая! Не поверите, даже в людях разбиралась: знала, в чьё дежурство можно идти на птичник, а в чьё поостеречься.
Долго эта история тянулась. Как Дарья выгонит кур на выгон, так вот она — лиса. Выгоню я — тишина и спокойствие. Я и ружьё с собой брал, думал: ‘Ну вот выскочит под мушку’. И ничего.
‘Что за петрушка? Боится меня, что ли?’ — размышлял я над той задачей».
— Каким способом удалось одолеть лису?
— Герой поменялся одеждой с птичницей Дарьей и подстрелил плутовку. (Из рассказа ‘Неспешными просёлками’.)
Вопрос 24
«И ведь бывают же чудеса! Поверхность залива, в которой ещё минуту назад отражались прибрежные осоки и неподвижно темнели листья кувшинок, вдруг ожила. Сначала появился один круг, качнувший листья кувшинок, следом — другой. Потом — сразу несколько. Вода закипела от всплесков. Было похоже, что над заливом пошёл дождь и крупные невидимые капли шлёпались в воду, дробя и будоража её гладкое зеркало.
Всё это походило на колдовство. Палтарасыч в эту минуту и впрямь смахивал на сказочного волшебника: сутулый, худой, с длинной козлиной бородкой. Его склонившаяся над водой фигура, слегка покачивающаяся в такт мелодии, отчётливо вырисовывалась на фоне пламенеющего неба. А у его ног отплясывали, позабыв о своей солидности, карпы…»
— Чем приманивал карпов Палтарасыч?
— Он играл на рожке мелодию из ‘Камаринского’. (Из рассказа ‘Палтарасыч’.)
Вот и подошло наше маленькое путешествие к концу. Но с рассказами Евгения Ивановича мы не расстаёмся, берём новые книги и внимательно читаем.