Всё, что нужно знать о наречии
Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии ‘Наречие’.
Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.
Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.
Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.
Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.
Описание слайдов.
1. Титульный слайд.
2. Что обозначает наречие?
Наречие обозначает признак действия: медленно бежать, тихо говорить,
признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий,
предмета: дом напротив, яйцо всмятку. 3. Определите значение наречий.
- Лишь кое-где притаится снег.
- Всё кругом спит.
- Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
- Чуть неверный шаг — по колено.
- В березняке снегу ещё немало.
- Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
- Коньки напрокат не выдаются.
4. Разряды наречий по значению.
Разряд | Вопрос |
Образа действия | Как? Каким образом? |
Места | Где? Куда? Откуда? |
Времени | Когда? Как долго? |
Меры и степени | Сколько? В какой мере? |
Причины | Почему? |
Цели | Зачем? |
5. Примеры.
Образа действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка. Времени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас. Места: рядом, вдали, вблизи, здесь, тут, направо, влево, назад, издали, навстречу, сверху. Цели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно. Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром. Меры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.
6. Определите разряд наречий.
• Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари. • Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда. • Еловых шишек в этом году уродилось много. • Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег. • Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни? • Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают. • Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину. 7. Две группы наречий. Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером). Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на: на образ действия (так, как-то, кое-как), место действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то, когда-то), причину (потому, поэтому, почему-то), цель (затем, зачем-нибудь). 8. Способы образования наречий.
9. Определите способ образования наречий.
1 вариант
Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.
2 вариант
Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.
10. Образование форм сравнения.
11. Образуйте формы сравнения.
- Сильно.
- Быстро.
- Высоко.
- Вкусно.
- Низко.
- Прямо.
- Налево.
От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?
12. Синтаксическая роль.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Важные события произошли в доме напротив.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: Кругом стояла тишина. Он по-лисьи хитро взглянул на меня.
СКАЗУЕМОЕ: Она не замужем.
13. Какими членами предложения являются наречия?
- Мама имела немного усталый вид.
- Вокруг не видно ни одного человека.
- Весной вся природа оживает.
- Мы ели мясо по-французски.
- Где-то очень далеко начинался шторм.
14. Самопроверка.
15. Роль наречий в тексте.
Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты). Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень). Авторские характеристики приобретают живописность, эмоционально-экспрессивную окраску, точность. 16. Выпишите наречия с определяемыми словами.
Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.
Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.
17. Самопроверка.
18. Правописание наречий
НЕ с наречиямиЬ после шипящихДефисно-слитно-раздельноО и А на конце наречийО-Ё после щипящихНН-Н в суффиксах наречий
19. НЕ с наречиями на -о, -е.
Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо). Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.
20. Ь в наречиях после шипящих.
Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
21. Дефис в наречиях.
а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему. б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то. в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть. 22. Буквы -О, -А на конце наречий.
Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!
ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).
Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.
23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.
Под ударением пишется буква О:горячо, свежо. В безударном положении – буква Е: блестяще, проще.
Исключение: ещё.
24. Н и НН в наречиях.
увлечённо – увлечённый (прич.)сильно – сильный (прилаг.)разбросанно – разбросанный (прич.)ужасно – ужасный (прилаг.)усиленно – усиленный (прич.)совершенно – совершенный (прилаг.)интересно – интересный (прилаг.)
25. ТРЕНИРОВКА.
Вставь, где нужно, Ь:
Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…
26. Самопроверка.
27. Слитно или раздельно?
(Не)далеко от дома р..стёт дуб.На душе (не)весело, а очень грус…но.Мы разговаривали нисколько (не)громко.Работа выполнена (не)ак..уратно.Мальчик одет (не)ряшливо.(Не)громко звучала музыка.
28. Самопроверка.
29. Е или И? Поставь ударение!
Н(…)где не бывал,н(…)откуда ждать вестей,н(…)сколько не испугался,н(…)откуда не приходили письма,н(…)где не учился,н(…)чуть не обиделся,н(…)сколько минут,н(…)куда не пошёл,н(…)куда идти.
30. Самопроверка.
31. Слитно-дефисно-раздельно?
(По)меньше,(по)французски,(по)лучше,(по)старому,(по)просту,(во)первых,(по)моему,(еле)еле,(давным)давно.
32. Самопроверка.
33. О или А? Подставь ОКНО!
Слев…влев…издавн…справ…досыт…сначал…занов…испуганн… (образовано суффиксальным способом!)исправн… (образовано суффиксальным способом!)доверчив… (образовано суффиксальным способом!)
34. Самопроверка.
35. О или Е? Поставь ударение!
певуч… свеж… крепч… горяч… хорош… общ… неуклюж… блестящ… ещ… 36. Самопроверка. 37. Н или НН? Определи часть речи! Взволнова..о говорить.Безум..о посмотрел.Отчая..о закричал.Внимание ребят рассея..о.Ветром рассея..ы семена по полю.Медле..о шёл по городу.Заснеже..о белели крыши домов.Карти..о подбоченясь. 38. Самопроверка. 39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори! Можно воспользоваться презентаций (ppt. 875 КB).