Выбор нейтрального синонима
Выполнение задания 6 на ОГЭ в 2017 году по русскому языку вызывает у девятиклассников трудности и сомнения.
Во-первых, есть ряд слов, к которым не так легко подобрать нужный синоним. Во-вторых, в формулировках задания предлагается заменить не только слова, но и целые выражения, иногда в ответах видно, что слово необходимо было заменить двумя словами, а не одним. В-третьих, ученики спрашивают: «Если не уверен в правильной замене предложенного слова его нейтральным синонимом, можно ли в ответе на всякий случай писать не одно слово, а несколько?»
Разобраться в поставленных вопросах нам поможет анализ заданий из сборника тестов 2017 года И.П. Цыбулько. Начнём, пожалуй, с общей формулировки задания 6: «Замените … слово «_________» в предложении … стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».
Обычно предлагают для замены какое-либо разговорное слово. Например, слово «щупал» из предложения «Я щупал свои мускулы и думал: ‘А вдруг не примут?’» нужно заменить нейтральным синонимом.
По своему употреблению слова могут быть разговорными или книжными. К примеру, слово «растратить» нейтральное для разговорных «растранжирить», «угрохать» и книжных «расточить», «израсходовать».
Первое, что по смыслу вспоминается ученику, – это слово «пробовал». Среди его значений следующие: 1. испытывать, проверять (пример: пробовать свои силы), 2. есть/кушать для определения вкуса, 3. пытаться, стараться что-нибудь сделать (пример: пробовал выяснить).
В словаре Н. Абрамова «щупал» имеет 39 синонимов, причём то слово, которое даётся в ответе, третье по счёту («трогал») после слов «искать» и «касаться». Вариант ученика – «пробовал» – оказался неверным.
Для замены нейтральными синонимами предлагаются и просторечные слова. Например, слово «трескать» в предложении «Ладно уж, умойся да садись трескать! – всё ещё непримиримо, но уже без грозы, без громов, оборвала бабушка».
В отличие от разговорной просторечная лексика не входит в литературный язык. К ней относятся слова грубоватые, с той или иной эмоциональной оценкой, которые позволяют выразить коротко и метко своё отношение к явлению или человеку.
Просторечными чаще всего бывают глаголы (слимонить, стибрить, хапать — красть), существительные (дылда, верзила – о высоком человеке), прилагательные (бессердечный, лютый, свирепый – жестокий), наречия (муторно, паршиво – плохо), местоимения (ейный – её).
Вернёмся к заданию и поясним ответ на него: слово «трескать» означает есть с аппетитом, с жадностью. Правильных вариантов два: ученик мог написать как слово «есть», так и слово «кушать». В матрице правильных ответов есть на это случай указание – союз <,или>,.
В некоторых тестах ученикам предлагается заменить современным нейтральным синонимом устаревшие слова – архаизмы (сущий – существующий, червлёный – красный, отрок – юноша, радеть – стараться, ныне – теперь <,или>, сейчас, доселе – до сих пор).
Например, девятиклассник должен узнать подчинительный союз «коли», которому соответствует нейтральное слово «если», в предложении «Испугалась даже: ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь».
Среди слов, предложенных для замены, встречаются и те, что принадлежат к диалектам – областным словам: «рушник, утирка, ширинка» – это то же, что и полотенце, «балакать, гутарить, калякать» – говорить.
Так, в одном из заданий нужно заменить диалектное слово «пурговать» в предложении «Я вспомнил формулу одного из полярных лётчиков: ‘Что значит лететь на Север? – Пурговать и греть воду’» стилистически нейтральным синонимом.
Девятиклассники называли слова «ждать», «пережидать», «выжидать». Никто не написал то, что было в ответе: «пережидать пургу». Как можно было узнать, что вместо одного слова, нужно было написать два? И в ответе никаких <,или>, не было!
Трудно ребятам выполнить и такое задание, где предложено разговорное сочетание: «сбила с толку» – запутала, «на веки вечные» – навсегда, «с какой стати» – зачем <,или>, почему, «стало не по себе» – плохо, «первым делом» – сначала <,или>, сразу.
Даются для замены и книжные слова: «отречение» – отказ, «вообразить» – представить, «непреклонны» – стойки, «жаждали» – хотели <,или>, желали, «благоговейный» – уважительный <,или>, почтительный, и книжные выражения: «превратился в слух» – прислушался, «петь дифирамбы» – хвалить, «внушало ужас» – пугало, «во всеуслышание» – громко.
Ученикам хорошо известны значения понятий «синонимы» и «синонимический ряд». Однако важно помнить, что слова, близкие по значению, различаются стилистической окраской, поэтому в синонимическом ряду могут стоять разностилевые синонимы.
У нейтрального слова нет оттенков разговорной (просторечия и диалекты) и книжной речи (как правило, это устаревшая, высокая, официальная лексика). Нейтральные слова называются ещё общеупотребительными, межстилевыми, потому что обслуживают все стили речи. Они используются и в непринуждённой беседе, и в газетах, и в теле- и радиопередачах, и в учебниках, и в художественной литературе, и в научных статьях, и в документах.
Обратим внимание и на определённый подбор тех предложений, в которых встречаются стилистически окрашенные слова. Прежде всего, это прямая речь персонажа (в ней много разговорных фраз, устойчивых сочетаний, экспрессивных выражений), фразы из внутреннего монолога героя с разным уровнем образования (школьник, взрослый человек, житель сельской местности, горожанин) или авторские наблюдения и замечания рассказчика.
1)–На что мне? – хрипло спрашивала Манюшка и шмыгала носом. – ТРЯПИЧНИЦА я, что ли?
Синоним к слову «ТРЯПИЧНИЦА» – модница.
2)Мне ПОЧУДИЛОСЬ, будто я услышал, как шелестят о воздух крылья испуганно взметнувшейся ввысь птицы, как рассыпаются сухие комья земли, вынутой плугом, как меж стеблей струится ветер, и, сделай я ещё один шаг, — мои ноги утонут в мягкой, как серый пух, пахоте.
Синоним к слову «ПОЧУДИЛОСЬ» – показалось.
3)Наверное, ОСКОМИНУ НАБИЛА фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому.
Синоним к фразеологизму «ОСКОМИНУ НАБИЛА» – надоела.
Когда ученики делают замену, то они должны записывать в ответе слово или словосочетание в той же форме, что и заданное слово.
1)Она была в короткой заячьей ДОХЕ, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.
«ДОХЕ» – предложный падеж, женский род. Замена возможна словом «шубе», предлог не пишем.
2)Мне кажется, что их здесь ВСЕГО НИЧЕГО, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.
«ВСЕГО НИЧЕГО» – фразеологизм, значение которого обычно передаётся одним словом. Заменим его словом «мало».
3)Когда ХВАТИЛИСЬ — стали нырять, по дну шарить.
Выделенное слово «ХВАТИЛИСЬ» можно заменить выражением «обнаружили исчезновение».
Не засчитают ответ ученика, если он записал слово с орфографической ошибкой. Например, в предложении: Скоро он убедился, что тот, за кем он пошёл, какой-то ЧОКНУТЫЙ… – слово «ЧОКНУТЫЙ» мы заменим на «сумасшедший», но пропуск буквы «С» обнулит наш ответ.
Точно так же и в другом примере: Мальчик видел, как толпа РУКОПЛЕСКАЛА знаменитому оратору. Здесь в слове «аплодировала» пишется одна буква «П».
Наконец, обращаемся к тем ученикам, кого волнует вопрос: «Можно ли в ответе на всякий случай писать не одно слово, а несколько?»
К сожалению, надо учитывать, что в матрице уже заложены определённые ответы, состоящие как из одного слова, так и из нескольких с указанием варианта выбора <,или>,. Рисковать ученику нельзя, потому что его неправильный выбор принесёт только 0 баллов.
Тот из ребят, кто написал в бланке ответов рядом с номером задания два слова, не сумев отдать предпочтение одному из них, может получить 1 балл, если одно из выбранных им слов совпадёт с реальным ответом. Когда же ученик одно слово напишет в ответе, а другое в замене ошибочных ответов, то последнее примут, а первое нет.
Литература
1. Калинин А.В. Лексика русского языка. Изд. 2-ое. — М.: Издательство Московского университета, 1971.
2. Назарова Т.Н. ОГЭ 2017. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. — М.: Издательство «Экзамен», 2017.
3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.
5. Розенталь и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. — М.: Дрофа, 1995.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М.: Издательство «Высшая школа», 1965.
7. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. В четырёх частях / Н. Абрамов. — М.: Русские словари, 1999.