Высоцкий
О фатальных датах и цифрах, обращаясь к поэтам, он скажет так: ‘Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт’. Среди них Лермонтов и Есенин, Байрон и Рембо. И ВЫСОЦКИЙ. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980).
Поэты ходят пятками по лезвию ножа —
И режут в кровь свои босые души!
Хрипловатый, ни с чьим не сравнимый голос. Переписываемые от руки, нигде не публиковавшиеся стихи и запрещённые песни. Талантливо сыгранные роли в кино и театре. Поступки наперекор всем обстоятельствам. Постоянное сопротивление заведённому порядку вещей. Попытка отстоять себя и свою самобытность. Верность своим темам. Одним словом, насыщенная разными событиями и идеями жизнь подлинно свободного человека…
Гитара опять
Не хочет молчать –
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!..
К самому себе он был безжалостен так же, как и к другим. Трусость, самоуспокоенность, способность приспосабливаться и жить мелкими интересами, ‘в рассрочку’ вызывали у него язвительную насмешку и открытый протест (песня ‘Я не люблю’). Кодекс чести был выработан непреложный!
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем…
Известно, что Владимир Семёнович высоко ценил дружбу, имел преданных друзей. Бывало, конечно, что друг оказывался ‘и не друг, и не враг, а — так’. Только определить, плох или хорош человек, можно было, лишь оказавшись ‘в связке в одной’: на войне ли, в горах ли — всё одно.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной — Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревет камнепад, — И можно свернуть, обрыв обогнуть, — Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа!
Кто здесь не бывал, кто не рисковал — Тот сам себя не испытал, Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес: Внизу не встретишь, как ни тянись, За всю свою счастливую жизнь Десятой доли таких красот и чудес…
В бескомпромиссных ситуациях, а Высоцкий любит их изображать, смутные ощущения проверяются всегда на 100 %. И сердце ёкает, срывается вниз или от страшного открытия, или от потрясающей храбрости и бесстрашия: ‘В мире нет таких вершин, что взять нельзя’.
Отвесные стены… А ну, не зевай! И здесь на везение не уповай: В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала! Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк — И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени… Ни шагу назад! И от напряженья колени дрожат, И сердце готово к вершине бежать из груди. Весь мир на ладони, ты счастлив и нем И только немного завидуешь тем, Другим, у которых вершина еще впереди!
Тема гор, преодоления сверкающих вершин, изумрудных льдов, ещё не пройденных маршрутов – отдельная тема в творчестве поэта. Это было связано и с фильмом «Вертикаль», и с то близкой, а то и неласковой скалолазкой.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем Горы будят у нас и зовут нас остаться, Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем — Потому, что всегда мы должны возвращаться.
И с поразительным случаем на Кавказе о двух альпинистах, русском и немецком, которые вместе покоряли Эльбрус в сороковом году, в сорок третьем же воевали друг против друга. Приходилось спускаться вниз с покорённых вершин – ведь «и боги спускались на землю», но сердце навсегда «оставалось в горах».
Так оставьте ненужные споры. Я себе уже все доказал: Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал.
Правда и только правда, никакой лжи, любил повторять Высоцкий. Да и какой резон притворяться и лгать? Никто никому ничего не должен, и всё-таки… ПРАВДА любой ценой, вся до капельки. И это важный принцип поэта Высоцкого.