Языков
Поэт Николай Михайлович Языков (1803-1847) был современником Пушкина, Гоголя, певцом романтической свободы и радости жизни.
Он родился в богатой дворянской семье, дружной, хлебосольной, не делящей имущество, живущей единым хозяйством: всем хватало места не только в симбирском доме, но и в родовом имении Языково. Это во многом и определило судьбу юноши: он ни в чём не испытывал затруднений, учился шутя, не утруждая себя понапрасну, вёл независимый образ жизни, примкнув к студенческому братству, прославлял в стихах безмятежность и буйство молодости.
Обстановка семейственности повлияла и на характер лирики молодого поэта, послания к многочисленным родственникам по самым разным поводам содержали впечатления о путешествии, благодарность за присланный табак, просьбу дать денег.
Сажусь, уединенный,Науки повторять,На время отгоняюИ муз, и лень свою,Читаю и читаю,Пока не устаю,Потом…Лечу на сельский пир,Где искренность кумир,Где все друзья и братья!..
Горный кадетский корпус в Петербурге, затем институт инженеров путей сообщения, Дерптский университет… Так и не получив диплома, Языков избрал путь поэта, ища не чинов и славы, а покоя и ‘вольности высокой’.
Занимаясь самообразованием, Николай много читает, изучает немецкий, греческий языки, латынь, его привлекает не только литература, но и история, статистика, право, политэкономия. Взгляды на общественное устройство сближают поэта с декабристами:
… И угнетённая свободаТаит порывы смелых дум.
Но он с сожалением понимает несостоятельность идей по переустройству России:
Столетья грозно протекут, — И не пробудится Россия!
Увлечённый гражданскими идеалами, Языков пишет романтические послания, элегии, песни, насыщая их возвышенной лексикой и торжественной интонацией. Обращаясь к историческому прошлому славян он ищет патриотический идеал для современного поколения.
Смело, братья! Туча грянет,Закипит громада вод,Выше вал сердитый встанет,Глубже бездна упадёт!..
Вызовом официальной морали, светским условностям и запретам становятся его смелые шутки, вольные намёки, незлобная ирония — словом, буйство чувств подлинно свободной личности, которая не может иначе поделиться своими эмоциями, выразить свой внутренний мир и потому непринуждённо переходит от серьёзности к комизму.
О деньги, деньги! для чегоВы не всегда в моём кармане?Теперь Христово РождествоИ веселятся христиане,
А я один, я чужд всего,Что мне надежды обещали:Мои мечты — мечты печали,Мои финансы — ничего!
Скепсис, удручённость, любовная тоска легко преодолеваются, побеждает жизнелюбие, наслаждение тихими земными радостями, природой, искусством.
И что любовь? Одна волнаБольшого жизненного моря!
Восторг может вызвать любой предмет, даже халат. Так естественны в речи Языкова восклицания и громкие призывы.
Как я люблю тебя, халат!Одежда праздности и лени,Товарищ тайных наслажденийИ поэтических отрад!..
Поэт воспевает домашний халат как одежду ‘праздности и лени’, неги и досуга, беспечных забав и развлечений, тайных дум и вольности от партикулярного мундира. Подобный ‘распашной’ образ жизни возможен именно на лоне природы, в деревне.
Пленительные дни! Душой и телом вольный,Не стану я носить ни шляпы треугольной,Ни грубого ярма приличий городских,По милости богинь — хранительниц моих:Природу, и любовь, и тишину златуюЯ славословием стихов ознаменую.
Халат связан с уединением в тиши и, как это ни странно, с работой добродетельного ‘ленивца’:
Две добродетели судьбы моей простой, —Уединение, ленивки пуховые,Халат, рабочий стол и книги выписные.
Халат издавна ассоциировался с образом творческой личности, поэта-эпикурейца, вспомним портреты русских писателей, изображённых в халате, — это А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Островский, И. Гончаров. Вероятно, прототипом созерцателя Обломова мог быть и Николай Языков. Согласимся, что ‘халатный’ образ жизни является своеобразной формой противостояния двуличию, пошлости светского общества.
Лирический герой по всем приметам — вольный, часто безденежный студент, ‘любимец музы’, очень похожий на самого Языкова, наслаждающийся молодостью, здоровьем, счастьем. Он не бездельник, не педант, а философ, любящий читать Канта, упорный труженик, встающий на заре, рыцарь, отстаивающий честь и доблесть, поэт, живописно и звучно изображающий какое-либо явление в целостном виде.
Море блеска, гул, удары,И земля потрясена,То стеклянная стенаО скалы раздроблена,То бегут чрез крутоярыМноговодной НиагарыШирина и глубина!
Так передать ощущение красоты, величавости может только блестящий мастер. Рисуя изменчивую природу, он делится собственными наблюдениями о восходе солнца, о переходе из царства ночи к светлому дню, через штрихи, детали составляет яркую, динамичную картину.
Его лучами заиграютОзёр живые зеркала,Поля, холмы благоухают,С них белой скатертью слетаютИ сон, и утренняя мгла,Росой перловой и зернистойДерев одежда убрана,пернатых песнью голосистойЗвучит лесная глубина.
Первые признаки тяжёлой болезни показались в 1829 году. Недолго прослужив чиновником в Межевой канцелярии, Языков выходит в 1833 году в отставку, тогда же появляется первый сборник его стихов. Пятилетнее пребывание дома, в Симбирской губернии, не приносит облегчения, он едет на лечение за границу.
… О братья! О друзья!Ужель дождусь я благодати,Что смело, весело спрыгнуС моей болезненной кровати,И гоголем пойду, и песню затяну!
Тоска по родине и окрепшее здоровье влекут его в Россию. Незадолго до смерти Языкова публика знакомится с ещё двумя сборниками произведений поэта.
Умер он неожиданно, в самое Рождество 1847 года.
Александр Пушкин, поначалу ревностно следивший за творчеством друга, признавался:
Так ты, Языков вдохновенный,В порывах сердца своегоПоёшь, Бог ведает, кого,И свод элегий драгоценныйПредставит некогда тебеВсю повесть о твоей судьбе… — и это самая точная психологическая характеристика Николая Михайловича Языкова.
Литература
1. Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 2. М — Я / Редкол.: Б.Ф. Егоров и др., под ред. П.А. Николаева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — С. 436-439.
2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. — М.: Просвещение, 1980. — С. 73-97.
3. Кошелев В.А. ‘Блаженная страна’ Николая Языкова / Литература в школе. — 1992. — № 3-4. — С. 4-14.
4. Ермолаева Н.Л. ‘О мой халат, как в старину приветный!’ / Литература в школе. — 2009. — № 6. — С. 21-24.