Языковой тренажёр «Наречие как часть речи»
Перед вами оригинальная версия языкового тренажёра «Наречие как часть речи». Курс построен в форме диалога учеников. Занимаясь по этому курсу, вы сможете в короткий срок овладеть знаниями о значении и правописании наречий.
Вы встретитесь с заданиями и упражнениями, которые мы отобрали и придумали только для вас. Не волнуйтесь, если у вас будут ошибки. Ошибаются все. Итак, вперёд! Желаем удачи!
Авторы-составители курса:
- Качанов Дима
- Федина Таня
- Рыбникова Даша
Рецепт:
— Что?- Наречие как часть речи.- Кому?- Каждому ученику!
Даша: Мы уже немного знакомы с наречиями. И всё-таки нам не всегда удается безошибочно находить их среди других частей речи, а тем более правильно писать. Для этого нужно узнать о них побольше. Представь меня куда-то бегущей. О чём ты меня спросишь?
Дима: А зачем ты бежишь?
Таня: Куда ты спешишь?
Даша: Сначала вперёд, а потом вверх по лесенке.
Дима: А когда это всё происходит?
Даша: Летом.
Таня: А как ты бежишь? Как протекает действие?
Даша: Быстро.
Дима: Ведь это не все вопросы, которые задаются к наречиям?
Таня: Вот послушай сказку, которую сочинила твоя одноклассница Даша Рыбникова.
Сказка про планету Наречие
В большой галактике было множество планет, но самая главная из них — это планета Наречие. На ней было всего лишь шесть островов, и на каждом немного стран. На острове «Образ действия» находилось две страны: «Как?» и «Каким образом?», жители этого острова отвечали за то, как и каким образом происходят события на планете. Второй под названием «Место» имел три страны: «Где?», «Куда?» и «Откуда?». И люди отвечали за место, где происходили действия. Следующий остров назывался «Время». На нём одна страна – «Когда?», население следило за временем действий. Другой участок суши назывался «Причина» с одной страной – «Почему?», и жители выясняли причину всех действий. Остров «Цель» имел одну страну «Зачем?» Люди отвечали за цель всех действий. На последнем острове «Меры и Степени» находились две страны под названием ‘Сколько?’ и ‘В какой степени?’ Население, жившее на нём, следило за экономикой и финансовыми вопросами. Жители планеты Наречие славились своей точностью, постоянством и обстоятельностью.
Дима: А теперь хочу дать тебе задание. Продолжи эту замечательную историю, используя оставшиеся вопросы: Для чего? В какой степени? Отчего? Откуда? Насколько? Как долго?
Таня: Я готова прочитать целую лекцию о наречиях. Совершим путешествие по страницам словаря.
Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –РЕЧ-, который прежде был более многозначным. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.
Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает «глагол», а приставка ad – ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как «приглаголие».
Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.
Выдающийся лингвист А. Пешковский говорил, что «в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном».
Даша: А теперь твоя очередь рассказать нам всё о наречиях. Всё, что ты понял.
Итак, наречие……………………………………………………………..…Обозначает ……………………………………………………………………Отвечает на вопросы ..………………………………………………………В предложении является ……………………………………………………
Таня: Прочитав и дописав сказку о наречии, ты уже понял, что наречие делится на группы. Они так и называются:
- наречия образа действия,
- наречия меры и степени,
- наречия места,
- наречия времени,
- наречия причины,
- наречия цели.
Дима: Понял ли ты, каким основным морфологическим признаком владеет наречие?
Даша: Я тебе помогу. Это разряд.
Таня: Есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?
Даша: А тут и подсказывать не буду. Разбери эти наречия по составу и сразу поймешь.
Быстро, вкусно, грамотно, сверху, снизу, вверх, вниз.
Дима: Я уверен, что ты любишь думать и память твоя предназначена не только для запоминания сюжетов юмористических фильмов. Попробуй:
1) просклонять или проспрягать наречие,2) изменить по родам или числам.
Думаю, тебе самому смешно и стыдно будет не дать правильный ответ на вопрос: «Изменяется ли наречие?»
Даша: Пока вы тут разговаривали, я уже придумала, как выглядит наречие. Вот его портрет.
Таня: Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какому разряду относится каждое.
1) Скоро ест, мелко жуёт,Сама не ест, другим не даёт.
2) Его мы изредка встречаем на дороге,Без палки ходит он, безглазый и безногий.Боится не собак, не кошек, не коров,А кур и петухов.
3) Всегда шагаем мы вдвоём,Похожие, как братья.Мы за обедом – под столом,А ночью – под кроватью.
4) Его весной и летомМы видели одетым.А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки.Но зимние метели в меха его одели.
5) В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывёт пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладьНи морщинки не видать!
Таня: Помните, как образуются степени сравнения качественных имён прилагательных? Какие они бывают?
Дима: Сравнительная простая и сравнительная составная. Превосходная простая и превосходная составная.
Даша: А я прочитала, что степени сравнения наречий образуются именно от таких прилагательных на О-Е. Попробуй сам. Вот тебе наречия: красиво, высоко, громко, быстро.
Дима: По-моему, Даша, ты решила меня разыграть, но я не попадусь на твою уловку. Рядом с наречиями нужен глагол, иначе эти слова будут не отличимы от кратких прилагательных.
Даша: Хорошо, получай словосочетания: пел красиво, летел высоко, говорил громко, бегал быстро.
Таня: Или так: полотно красиво, небо высоко, сообщение громко, решение быстро.
Дима: Нет, не так, потому что в этом случае перед нами краткие прилагательные.
Даша: Хорошо, начинай тогда образовывать степени сравнения, помни, как это делается.
Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффикса -о-: далекий — далеко, глубокий — глубоко – могут иметь сравнительную и превосходную формы сравнения.
Даша: Итак, что же у тебя получилось?
Дима: Прекрасно — прекраснее, менее прекрасно, прекраснее всех, наиболее прекрасно.
Далеко — дальше, более далеко, дальше всех, наименее далеко.
Сухо — суше, более сухо, наиболее сухо, суше всего.
Глубоко — глубже, более глубоко, глубже всего, наименее глубоко.
Таня: Я нашла стихотворение В. Мусатова. Прочитай его и найди наречия в сравнительной степени.
Гвоздь забитьСовсем несложно –С одного удара можно,С двух ударов ещё легче…Молоток возьму покрепче, размахнусьИ стукну ловкоПо стальной его головке –И тогда,Как по приказу,Гвоздь на местоВстанет сразу.
Таня: Прочитай наше сочинение и выдели все формы сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных. Обрати внимание на то, что они похожи. Подумай и запиши, как их различать.
Дима сидел на солнышке и, свесив голову набок, с усердием выводил что-то на листе бумаги. Потом прочитал написанное: ‘Наши ученики 7 Г класса — самые умные из всех известных мне учеников. Да это и понятно, ведь им необыкновенно повезло: трудно найти учителей талантливее нас с Дашей и Таней. Кто сумеет объяснить доступнее всех, рассказать интереснее всех, придумать задания забавнее всех, похвалить громче всех, подсказать быстрее всех? Кто смог бы относиться к ученикам лучше, мягче, нежнее? Кто смог бы отнестись к ним более терпимо, более внимательно? И наконец, кто самый красивый, самый обаятельный, самый добрый?’
Даша: Пора мне вмешаться. Надо проверить, чем является слово в сравнительной степени. Почему в сравнительной? Потому что с превосходной у тебя не будет проблем, они не похожи. Итак, если в предложении слово относится к глаголу и является обстоятельством, то это наречие. Если оно является сказуемым, то это прилагательное. А ещё лучше сразу вывести их из формы сравнительной степени, и тогда всё станет ясно. Вот в нашем сочинении.
Объяснить понятнее – объяснить (как?) понятно – наречие.
Упражнение забавнее – упражнение (какое?) забавное – прилагательное.
Относиться лучше – относиться (как?) хорошо – наречие.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
Дима: Это замечательная тема. Здесь столько нужно объяснить новых правил!
Таня: Я не уверена, что ученик будет в восторге. Эта тема самые трудные правила собрала. Но начинается она легко. Чаще всего наречия образуются… Посмотри сам. Легче — полегче, умнее — поумнее, лучше — получше.
Дима: Да, я понял, это приставочный способ. Иногда это происходит с помощью приставки не. Но надо начать с другого, потому что на слух невозможно установить: приставка перед тобой или частица. Надо пользоваться правилом.
Даша: Я предлагаю вспомнить правила правописания не с прилагательными. Это правило полностью повторяется в наречиях:
1)Нелепо, небрежно, невзрачно,2)нелегко, нечасто, немедленно,3)не громко, а тихо, не часто, а редко,4)нисколько не громко, ничуть не интересно, отнюдь не весело, вовсе не красиво.
Дима: Ты обратил внимание на то, что речь идет о наречиях на О-Е. Выведи правило написания не с наречиями на О-Е. А если затрудняешься, то посмотри в учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой §26.
Таня: Мы тебе предлагаем текст диктанта.
Никогда (не)поздно исправить ошибки в диктанте. Но если ты (не)медленно этого не сделаешь, то что подумают те (не)счастные люди, которые лет этак через тысячу найдут твою тетрадь. Подумай, как (не)лепо будет выглядеть каждая твоя (не)точность и ошибка! Впрочем, если ошибок будет (не)мало, то никому в голову (не)придёт, что это обычная ученическая тетрадь. Пиши (не)брежно, (не)аккуратно, и тогда в будущем десятки учёных будут годами ломать голову над переводом твоего текста, как учёные нашего времени ломают головы над переводом вавилонских табличек.
Дима: Я предлагаю задание, которое придумал для тебя. Выпиши все слова с НЕ-. Укажи, какими частями речи они являются.
(Не)ходи на улицу в (не)настный день. Прогуливался, когда на (не)босклоне ни облачка. Вот вчера вышел Колобок и сказал: «Ничего (не)понимаю! (Не)нормальное утро!»
И правильно сказал, потому что совершенно (не)зачем выходить в такую (не)погоду.Другое дело, когда идет (не)долгий слепой дождик. Тогда просто (не)выносимо сидеть дома.
Тяжело жить, когда воздух (не)подвижно стоит над городом. Тогда и люди суетливо и (не)спокойно бегают по улицам. Но это (не)опасно, совсем (не)опасно.
Даша: Все способы образования слов тебе известны. Ты понимаешь, что следующий распространённый способ образования наречий – суффиксальный. Подумай, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?
Высоко – высокий, низко – низкий, строго – строгий, опасно – опасный, трижды – третий, дружески – дружеский.
Вспомните!
Наречие – неизменяемая часть речи, а потому оно не имеет окончания: широко, туманно, жгуче, вдогонку, впроголодь, наотмашь.
ПРИМЕНИ ЗНАНИЕЗапиши словообразовательные цепочки, вставляя пропущенные звенья. Разбери все слова по составу. Сколько наречий в цепочке? Определи способ их образования.
Роскошь … роскошно. Тихий … потихонечку. Вера … уверить уверенный … неуверенно.
Таня: Так как мы заговорили об образовании наречий с помощью суффикса, следует вспомнить ещё одно правило, знакомое тебе по предыдущим темам. Это правописание суффиксов О-Ё после шипящих. Давай вспоминать.
В корне слова пишется Ё, если …
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется …
Не забудь, что наречие ещё – исключение.
Даша: Вставь пропущенные буквы в текст, придуманный исключительно для тебя.
Ещ… вышло на балкон и удивилось: так было свеж…, хорош… Оно снова зашло в комнату и угрожающ… сказало благоухающ…му цветку : «Осторожно, преступник вооруж…н!» Цветок умоляющ… посмотрел на Ещ… и произнес: «А если он чуж…й?» — «Без если», — зловещ… сказал вошедший в комнату Шерлок Холмс.
Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
Дима: Понаблюдай за образованием и правописанием наречий. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? От чего зависит употребление Н и НН в наречиях? Сформулируй правило.
Торжественно ……….пустынно ……….искусно ………..заслуженно ……….обдуманно ……….
Таня: Если ты затрудняешься, вот подсказка.
В наречиях на –о, -е пишется столько н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Говорить искренне (искренний), смотреть удивлённо (удивленный),жить дружно (дружный)
Даша: А теперь, чтобы закрепить всё это, напиши диктант, который придумала я.
Мы заглянем в необыкнове…о красивое царство. Конечно же, в таком месте живут всегда изыска…о одетые жители. Все они медле…о и увере…о ходят по улицам страны. Каждый праздник в царстве проходил торжестве…о важный парад.
Даша: Раньше мы встречались с наречиями, которые пишутся слитно. Например: впереди, сзади, вверху.
Таня: Я вынуждена тебя огорчить. Есть множество наречий, которые пишутся через дефис. Но прежде чем изучить новую тему, давай вспомним, как пишутся неопределённые местоимения .
Даша: Я помню! Наречия с суффиксами -то -либо -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис.
Дима: Наречия также пишутся через дефис с этими морфемами. Но есть и другие случаи. Я предлагаю тебе рассмотреть таблицу. Опираясь на графическое обозначение, определи остальные случаи написания наречий через дефис. Сформулируй правило.
Дефисное написание наречий
Таня: Предлагаю следующее упражнение. Вставь дефис, если это необходимо, исправь ошибки.
1. Быть по сказанному, как по писаному. 2. Если ворону и сахаром кормить будешь, всё таки преданной собакой не станет. 3. Кулик не велик, а всё таки птица.4. И мягкими руками можно по кошачьи царапнуть. 5. Телятам по медвежьи не реветь.
Образование наречий путем перехода одной части речи в другую
Даша: Сейчас мы поговорим о сложной, но очень интересной теме: о переходе существительных в наречия
Дима: Я прочитал, что этот процесс называется «адвербиализация». Это неморфологический способ образования наречий. Например: ночью, днем, бегом, вечером, даром.
Таня: Но иногда такой переход сопровождается слиянием предлога с падежной формой существительного. И вот этот переход чаще всего вызывает орфографические затруднения. Например: снизу, сверху — надо писать слитно, а на скаку, на бегу, на лету — раздельно
Даша: А есть какие-нибудь орфографические правила?
Дима: В разных учебниках я нашёл некоторые правила. Но, к сожалению, они не всегда работают. Чаще всего наречия просто надо заучивать. Мы вам предлагаем список наречий со слитным и раздельным написанием.
Список наречий с раздельным написанием
без ведома без оглядкибез отказабез просветабез разборубез спросубез толкубез удержубез умолкубез усталибок о бок в видев диковинкув заключениев мерув насмешкув ногув обменв обнимкув обрезв обтяжкув обхватво всеоружииво всеуслышаниев одиночкуво сто кратв открытуюв отместкув охапкув пух и прахв розницув сердцахв срокв старинув стрункув тишив тупикв упор | до востребованиядо зарезудо крайностидо отказадо свиданиядо смертидо упадуза глазаза полночьиз-под мышеккак разна авосьна бегуна боковуюна веки вековна весна видна вкусна выборна глазокна дивона дняхна дыбына завистьна запяткахна износна корточкина ладна летуна мигна ощупьна памятьна плавуна попятнуюна порукина редкость | на рукуна рысяхна скакуна славуна смехна совестьна стражена урана цыпочкахна часахне в духене в меруне в примерне к добруне к спехуне под силуне с рукини за чтопо дешевкепод конецпод мышкипод статьпод уздцыпо нутрупо совестис махус налетас разбегус ходу |
Список наречий со слитным написанием
вбродвверхувволювдогонкувдребезгивзаймывзапускивконецвкратцевнакладкувничьювоистинувосвоясивоследвперегонкивплавьвполголосавполоборотавпопыхахвприсядкувразнобойвразрядкуврасплохврукопашнуювсухомяткудосухадочистазаоднозапанибратазачастую | изнутриисподвольисподлобьяиспоконисстаринавзничьнавыворотнавыпускнавытяжкунаготовеназемьназубокНалегкенаотмашьнаотрезнаперекорнаперебойнаповалнапрямикнараспевнатощакнаугаднаутекначекуначистотунаявуневдомекневзначайнеспростаотнюдьотчасти | поблизостиподеломпоистинепокаместпонаслышкепоневолепоочереднопополуднипопроступоровнупостолькусгорячасдурусмолодусослепуспозаранкуспросоноксроднисызмалатотчасчересчур |
Таня: Ты всех запугал! Ведь есть небольшая группа наречий, написание которых можно объяснить логически. Мы составили вот такую таблицу: Отличай! Наречия Другие части речи1.Надеть фуражку набок Повернуться на бок(правый бок)2.Испугаться насмерть Идти на смерть3.Наутро встретились Встречу назначили на утро 4.Идти навстречу Идти на встречу с другом5.Увести вдаль Идти в даль леса6.Вначале сомневался В начале рассказа 7.Улететь ввысь Улететь в высь неба8.Сначала подумай. Повторить с начала до конца9.Не трать времени впустую Войти в пустую комнату10.Зайти заодно к брату Изменилось за одно мгновенье 11.Закончим, затем отдохнём За тем углом
Таня: А пояснение простое: наречие, как правило, примыкает к глаголу в качестве обстоятельства, это неизменяемая часть речи. Существительное обычно имеет зависимые слова, к которым можно поставить падежный вопрос. И прилагательные, и местоимения, и числительные имеют определяемые слова и согласуются с ними.
Возьмите на заметку!
Наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать, прежде всего, по значению: существительные обозначают предмет, прилагательные – признак предмета, числительные – количество предметов, тогда как наречия обозначают признак действия или признак признака. Наречия относятся к глаголу, причастию, деепричастию или к прилагательному и наречию. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются и не могут иметь при себе определений.
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.
Дима: Выполните задание:
1. Спишите примеры. Наречия подчеркните как член предложения, доказывая, что данное слово – наречие. Учитывайте, на какой вопрос слово отвечает, изменяется ли оно, каким членом предложения является.
Образец записи: На силу (сущ.) не надейся, когда требуется ум. – Мы насилу (нареч.) добрались до места назначения.
а)Брат придавал рассказу крошечку таинственности. – Цыпленок схватил крошечку хлеба.
б)Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все было тепло одеты.
в)Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами.
г)Помещение уютно. – Наша компания уютно расположилась на отдых.
д)В начале пути всё было хорошо. – Вначале я с трудом разбился в этой игре.
е)На удачу больше никто не рассчитывал. – Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу.
2. Замени сопоставляемые слова синонимами соответствующей части речи.
Образец6 На силу = на мощь. – Насилу (добрались) = еле-еле
Даша: Всё это хорошо. Но большинство пишутся так, как им это заблагорассудится. Вот смотри. Как это объяснить? Слитно Раздельно Слитно Раздельновообще в общем впотьмах в потёмкахпоочерёдно по очереди вмиг на мигпоодиночке в одиночку вдвое по двое Дима: Вот в этом-то и самая большая проблема. Я понял – надо дружить со словарем.
Таня: Попробуй выполнить задание. Слитно или раздельно ты напишешь наречия.
Бойся козла (с)переди, коня (с)зади, а злого человека со всех сторон.Быть сильным — хорошо, быть умным – лучше (в)двое.Всякое дело трудно выполнять (в)одиночку.Делано (на)спех, а сделано (на)смех.(На)тощак и песня не поётся. Урок не пошёл (в)прок.(С)начала дерево пускает корни, а потом уже растет (в)верх.Нельзя (на)сильно тащить собаку на охоту.
Даша: Если вы прочитали все наши рекомендации и выполнили задания, то приготовьтесь участвовать в турнире.
Дима: Ты обязан победить, а для этого нужно отбить все атаки противников. Противники — это мы: Даша, Таня и я.
Таня: Мы будем безжалостны, зная, что в последующей жизни наречия не пощадят вас, постоянно будут нападать и доставлять вам неприятности. Так что пока тренируйтесь.
Даша: Мы желаем вам удачи!
Турнир любознательных
1. Найдите неверное утверждение:
А. Наречия зависят от глаголаБ. От прилагательного можно задать вопрос к наречиюВ. Наречие- это изменяемая часть речиГ. В предложении наречие чаще всего бывают обстоятельством
2. Найди предложение, в котором наречие обозначает причину:
А. За правое дело сражайся смелоБ. Сослепу я наткнулся на буреломВ. Издалека доносилась песня
3. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречий:
А. Он слушал урок более внимательно Б. Ты сделал работу лучше всех В. Мой брат рисует более красивее Г. Мой брат учится хуже меня
4. С наречиями на о — е НЕ пишется слитно:
А. В предложении есть противопоставление Б. У наречия есть зависимое слово В. Наречие можно заменить синонимом Г. К наречию относятся слова далеко, отнюдь, вовсе и слова с ни.
5. Укажите наречие, которое пишется слитно:
А. Играть (в) открытуюБ. Обидеться (в) сердцах В. (Во) время вспомнить Г. Разделить (на) семерых.
6. Посчитайте наречия:
Не заслуга быть белым,Не достоинство – русым,Очень трудно быть смелым,Очень просто быть трусом,Кто не предал РоссииРади собственной славы,Знает: трудно быть смелым, Знает: просто быть слабым.Знает: трудно жить крупно,Проще – жить осторожно.Добрым – сложно и трудно,А недобрым – несложно.
7. Укажите наречие в предложении и определите его разряд:
Брат впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им на дороге.
А. Наречие меры и степени.Б. Наречие образа действия.В. Наречие места.Г. Наречие времени.
8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
А. (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзяБ. вовсе (не)легко, (не)громко, а тихо, отнюдь (не)красивоВ. (не)стыдно признаться, (не)поздно показать, совсем (не)опасноГ. (не)легко на сердце, ничуть (не)трудно, очень (не)красиво.
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
А. (по) вашему, (по) пусту, (по) английскиБ. (во) первых, (по) человечески, (на) скакуВ. (по) лисьи, куда (то), точь (в) точь, (по) настоящемуГ. (в) пятых, бок (о) бок, еле (еле)
10. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
А. (с) права, (до ) нельзя, (в) двое, (на) мертвоБ. (с) молоду, (без) толку, (тот) час, (по) трое, (до) белаВ. (в) тридорога, (с) верху, (на) бегуГ. (в) полголоса, (за) светло, точь (в) точь
11. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется «Ь»:
А. наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич.., Б. вскач.., отреж.., уж.., настеж..,В. помощ.., сплош.., рож.., печ.., Г. настеж.., лиш.., сплош.., проч..
12. От какой части речи образовано наречие ВПЕРВЫЕ:
А. имя прилагательное В. причастиеБ. имя числительное Г. существительное
13. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ ?
А. от ударения В. от предлогаБ. от раздельного и слитного написания Г. от лексического значения
14. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется «О»?
А. горяч.., свеж.., общ.., легч..,Б. угрожающ.., ещ.., вызывающ.., угнетающ..,В. горяч.., плеч.., калач…м, луч…м,Г. свеж.., хорош.., горяч.., общ..
15. Укажи , каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:
а) подлежащим г) определениемб) сказуемым д) обстоятельствомв) дополнением ж) вводным словомз) СИС е) не является членом предложения
А. Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями.Б. Всё было тихо, огней нигде не было, только слышались шаги удалявшихся женщин.В. По-вашему, он прав, а, по-моему, он глубоко ошибается.
16. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?
А. засохший — действительное причастие прошедшего времени Б. неожиданно — наречиеВ. Организовано — наречиеГ. Даром — наречие
17. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.
А. По осеннему озеру плывет лебедь – наречиеБ. Он нёс сумку наперевес – наречиеВ. Летом день длится дольше – наречие в сравнительной степениГ. Сосна пышнее ёлки – прилагательное в сравнительной степениОтветы турнира любознательных:1. В) 2. Б)3. В)4. В)5. В)6. (13)7. Г)8. Б)9. В)10. А)11. Г)12. Б)13. А)14. Г) 15. А – д, Б – з, В – ж.16. В)17. А)
Можно воспользоваться презентацией (ppt. 6,46 MB).