Что такое гипербола в литературе?

Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видеться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

  • НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
  • ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
  • ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
  • РЕКИ КРОВИ
  • ГОРЫ ТРУПОВ
  • ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНО
  • СТЬЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
  • ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
  • КУЧА ДЕНЕГ
  • ПИР НА ВЕСЬ МИР
  • МОРЕ СЛЕЗ
  • НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
  • ОКЕАН СТРАСТЕЙ
  • ВЕСИТ СТО ПУДОВ
  • ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
  • ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников:

  1. Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
  2. На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
  3. Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
  4. Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
  5. Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Гипербола в литературе

Гипербола и Литота в поэзии

Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — это вид тропа, сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ И НЕ КОНЧАЕТСЯ ОБЪЯТЬЕ.  (Б. Пастернак.)

В выделенных строках содержатся гиперболы, что называется, в чистом виде. Каждый знает, что длительность дня — величина конечная и переменная в физическом и психологическом планах, т.е. зависит от времени года, месяца, а также от настроения, наполненности теми или иными событиями, переживаниями.

В цитируемом стихотворении поэт говорит о тех зимних днях, когда солнце поворачивает на лето, меняется настроение, особо ощущается и само время.

Всего два гиперболизирующих слова: дольше века, но как глубоко, образно они передают душевное состояние поэта, его завороженность самой длительностью времени, а возвратный глагол кончаться в отрицательной форме передает бесконечность любви.

Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью: в основе гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог в реальности.

Художник возводит изображаемые явления в превосходную степень, масштабирует их, он не обманывает читателей, а создает для них мир смещенных пропорций, преувеличенных страстей, заражает их этим миром, вызывая реакцию доверия.

Это стимулирует воображение, заставляет обратить внимание на выделяемые особенности явлений, высвечивает черты характера литературных героев.

Гипербола — художественный вымысел, а не ложь в привычном ее смысле. Основа гиперболы предметная, реальная. Иными словами, ложь может быть элементом, усиливающим гиперболизацию, придающим ей особый эстетический шарм. Простая ложь, вранье — чистая выдумка.

В рассказе Чехова Сельские эскулапы дается портрет фельдшера Глеба Глебыча, не умывавшегося и не чесавшегося со дня своего рождения, Допуская возможность такой неаккуратности, нечистоплотности (и в этом смысле отходя от правды), писатель создает комическую и, если хотите, сатирическую сценку.

Гипербола здесь налицо. А ложь? Если она и присутствует, то в качестве момента истины, о котором нельзя сказать, что этого не может быть никогда. Таким образом, основное отличие гиперболы от лжи в том, что, гиперболизируя, художник усиливает нечто реально существующее, а во лжи, кроме выдумки, ничего нет.

Когда к былям небылицы прилагаются то ли ради хвастовства, то ли затем, чтобы просто поразить воображение собеседника, то  быль принимает гиперболизированную форму. Как хвастается Лжец из басни Крылова:

Вот в Риме, например, я видел ОГУРЕЦ: Ах, мой Творец! И по сию не вспомнюсь пору! Поверишь ли? ну, право, БЫЛ ОН С ГОРУ!

Хотя гиперболизированное изображение реальности рассчитано не на буквальное понимание, преувеличение не может быть бесконечным — в высокохудожественном творчестве всегда ощущается эстетическая мера. Как в словах Бориса Годунова из одноименной трагедии Пушкина, обращенных к Шуйскому:

Послушай, князь: взять меры сей же час, Чтоб от Литвы Россия оградилась Заставами, чтоб ни одна душа Не перешла за эту грань, ЧТОБ ЗАЯЦ НЕ ПРИБЕЖАЛ ИЗ ПОЛЬШИ К НАМ, ЧТОБ ВОРОН

НЕ ПРИЛЕТЕЛ ИЗ КРАКОВА…

Создаваемое с помощью гипербол подчеркнуто условное изображение реальности отражает особое эмоциональное состояние автора — опьянение чувствами, мешающее видеть вещи в их настоящих размерах.

Истоки гиперболы в самой природе человека. На заре человечества это опьянение чувствами порождено беззащитностью людей перед силами природы, их слабостью. Еще древнегреческий исследователь Деметрий (ок. I в.н.э.) писал: Всякая гипербола имеет дело с невероятным .

В первобытную эпоху гиперболизация непонятных человеку сил природы, а затем и общества, становится характерной особенностью мировоззренческих схем и искусства. Ею пронизаны мифология, фольклор, древняя литература.

В более позднее время гиперболизация как опьянение чувствами становится одним из приемов описания героического, трагического, романтического поведения (мироощущения).

Гиперболы традиционно используются при описании силы богатыря в фольклоре:

…И начал он с осью похаживать, И начал осью помахивать: Куда махнет, туда улица, А повернется — да переулочек… (Былина Василий Буслаевич)

Язык гиперболы характерен и для классицизма:

На Галла стал ногой Суворов, И горы треснули под ним. (Г.Р. Державин.)

Ломоносов, воспевающий в своей оде тишину (мир), все же превыше ее ставит императрицу, следуя жанровому канону:

Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, Но КРАШЕ В СВЕТЕ НЕ НАХОДИТ ЕЛИЗАВЕТЫ И ТЕБЯ. Ты кроме той всего превыше, ДУША ЕЯ ЗЕФИРА ТИШЕ, И ЗРАК ПРЕКРАСНЕЕ РАЯ.  (В.М.Ломоносов Ода на день восшествия на Всеросс. престол…

Елисаветы Петровны, 1747 г.)

К гиперболе относится оборот речи, именуемый множественное возвеличение, т.е. употребление множественного числа применительно к самому себе. Этот оборот — клише многих официальных речей, документов, как в манифесте императора всероссийского. Или в  Борисе Годунове Пушкина Самозванец обращается к толпе русских:

  • Благодарим Донское наше войско! Мы ведаем, что ныне казаки Неправедно притеснены, гонимы, Но если Бог поможет нам вступить На трон отцов, то мы по старине
  • Пожалуем наш верный вольный Дон.

Играя роль царя, Самозванец упивается ею. Чувствуется, что местоимение мы ласкает его слух.

Гиперболой можно передать чувства гнева:

Я ВОЛКОМ БЫ ВЫГРЫЗ бюрократизм… (Маяковский. Стихи о советском паспорте),

или чувство печали:

Родная земля!  Назови мне такую обитель,  Я ТАКОГО УГЛА НЕ ВИДАЛ,  ГДЕ БЫ СЕЯТЕЛЬ ТВОЙ И ХРАНИТЕЛЬ,  ГДЕ БЫ РУССКИЙ МУЖИК НЕ СТОНАЛ? (Некрасов. Размышления у парадного подъезда).

С помощью гиперболы художник подчеркивает не только силу своих чувств, но и значительность явлений (событий), ценность каких-то отдельных вещей, их свойства, размеры, цвет и др.

Гипербола незаменима, если нужно сказать нечто высокое и возвысить незначительное .

Экспрессия образа в гиперболе нередко достигается неожиданным сближением совершенно разнородных, контрастных предметов, явлений:

Берет — как бомбу, берет — как ежа,  как бритву обоюдоострую, берет, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую (Маяковский. Стихи о советском паспорте).

Как и другие тропы, авторская гипербола играет всеми красками в контексте художественного произведения, где она часто употребляется наряду с гиперболами — перекати-поле, давно живущими вне своего первичного контекста, ставшими устойчивыми, крылатыми выражениями:

Ax! злые языки страшнее пистолета, Сильнее кошки зверя нет, Сто раз вам повторять!, У страха глаза велики, Век не забуду, Ума палата, Мильон терзаний, Видимо-невидимо, Провалиться мне на месте, Семь пятниц на неделе.

Гиперболы могут быть выражены различными частями речи:

  • существительным:  И сосна до звезды достает… (О.Э. Мандельштам),
  • числительным: Тысячи сортов шляпок, платьев, платков — пестрых, легких… ослепят хоть кого на Невском проспекте (Гоголь.Невский проспект),
  • прилагательным: Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в… солении, сушении, варении БЕСЧИСЛЕННОГО МНОЖЕСТВА фруктов и растений (Гоголь. Старосветские помещики),
  • местоименным прилагательным:  Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые… (там же)

Как и другие тропы, они могут быть простыми и развернутыми, выраженными несколькими фразами.

В художественной речи тропы нередко совмещаются друг с другом, что, с одной стороны, обогащает стилистику произведения, а с другой — порождает возможность неоднозначного толкования тех или иных тропов, а потому трудности с их определением.

И особенно часто вплетена в другие тропы именно гипербола (на этом основании некоторые исследователи даже отказывают ей в самостоятельности), лишь ее видовые позволяют вычленить ее. Приведем несколько примеров такого совмещения тропов.

Гипербола — сравнение: На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня словно у быка… (Чехов. Пересолил).

Гипербола — метафора: Изводишь единого слова ради / тысячи тонн словесной руды (Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии).

Гипербола — ирония:

Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой, / что только было в нем, / отнес полчерепа медведю топором… (Крылов. Крестьянин и работник).

Гиперболой наоборот можно назвать ЛИТОТУ (греч. litotes — малость, умеренность) — нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений каких-либо предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности выражения авторской оценки:

Мой Марихен так уж мал, так уж мал, Что из крыльев комаришки Сделал две себе манишки И — в крахмал… (К.С. Аксаков. Мой Марихен так уж мал, так уж мал…)

Основное, что сближает литоту и гиперболу, — чрезмерность. Поэтому иногда литота рассматривается в качестве разновидности гиперболы. Литота также есть способ создания субъективно-оценочного образа с помощью чувственных излишеств, и в этом ее выразительность. С помощью литоты художник в состоянии передать и лирическое настроение, безраздельное упоение одним чувством:

Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор, Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор, Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.  (Фет. Только в мире и есть, что тенистый…)

Литотой передан комический восторг басенного героя, не заметившего слона:

Какие крохотны коровки!  Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов. Любопытный).

Гипербола (литература)

К этому приему часто прибегают в социальной сатире:

Одному — бублик, другому — дырка от бублика.  Это и есть демократическая республика (Маяковский. Мистерия-буфф).

Литота вносит экспрессию в описание. Литоты, как и гиперболы, часто сопрягаются с другими тропами в едином сложном тропе.

Например: литота — ирония:

Люблю их ножки, только вряд  Найдете вы в России целой  Три пары стройных женских ног… (Пушкин. Евгений Онегин),

литота — сравнение:

Тени вечера волоса тоньше  За деревьями тянутся вдоль (Пастернак. Тени вечера волоса тоньше…).

Различают транзитивные и рефлексивные литоты. Если говорящий (повествователь, лирический субъект, персонаж) рассуждает о другом лице, умаляя его, можно говорить о ТРАНЗИТИВНОЙ, переходной ЛИТОТЕ. Транзитивная литота — эффективное средство передачи презрительного отношения к кому-либо или чему-либо:

Это небольшое подобие человека копалось, корпело, писало и, наконец, состряпало такую бумагу… (Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

Если же субъект занимается самоуничижением, преуменьшает какие-либо свои особенности, речь идет о РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИТОТЕ:

Но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмеливаюсь опровергнуть… (Чехов. Письмо к ученому соседу).

Очевидно, это деление можно распространить и на гиперболы. С помощью транзитивной гиперболы — сравнения Некрасов описывает красоту русских крестьянок:

Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит! (Н. В.Некрасов. Мороз, Красный нос)

У И. Северянина находим колоритную рефлексивную гиперболу:

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! (И.Северянин. Эпилог)

Подведем итоги.  Гипербола и литота — это своеобразные тропы.

Они сочетают в себе конструкции фраз, присущие и эпитету, и сравнению, и метафоре,  и могут, например,  быть одновременно отнесены  как  к сравнению, эпитету или метафоре, так и к гиперболе(литоте), если именно по смыслу они имеют значение преувеличения (преуменьшения).

Этот троп мы обычно распознаем в поэтическом тексте   не какой-то характерной конструкцией или по использованной части речи, а исключительно  по смыслу.

Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.

В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

  • Богатырский сон на 12 дён.
  • На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
  • От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:

  • Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

  • «Не видать конца и края
  • Только синь сосёт глаза.»
  • С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства:

  1. «Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»
  2. «Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
  3. «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
  4. Иногда при объяснении в любви:
  5. «Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Литота и её значение

Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.

«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Гипербола – что это в литературе: примеры из художественных произведений, способы определения

Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.

Использование в литературе

Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!

Для чего нужна гипербола?

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Это интересно! Как определить и что такое строфа в стихотворении

Как найти гиперболу в тексте?

Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».

Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.

Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.

Что такое гипербола в Русском языке?

Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.

В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.

Примеры

Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:

  • «реки крови»,
  • «вечно опаздываете»,
  • «горы трупов»,
  • «сто лет не виделись»,
  • «напугать до смерти»,
  • «сто раз говорила»,
  • «миллион извинений»,
  • «море поспевшей пшеницы»,
  • «жду уже целую вечность»,
  • «целый день простояла»,
  • «хоть залейся»,
  • «дом за тысячу километров»,
  • «извечно опаздывает».

Примеры в художественной литературе

Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:

  1. «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
  2. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
  3. «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.

Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.

Гиперболизация

Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления.

Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.

Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий