В литературном языке, как, впрочем, и в разговорном, мы часто используем разнообразные фигуры речи, подчас даже сами того не осознавая. Мало кто думает: «Хм, а вот вверну-ка я сейчас такую метафору»
Но иногда очень полезно знать, уметь находить в чужой речи и употреблять в собственной разные художественные элементы. Это разнообразит речь, делает её более живой, насыщенной, приятной на слух и своеобразной. Из этой статьи вы узнаете об одном из самых распространённых тропов речи — метафоре.
- Троп
- Метафора
- Функции метафоры
- Как создать метафору?
- Какие бывают метафоры?
- Другие тропы, которые относятся к метафорическим
- Метафора что это такое и как применять: 5 примеров
- Что такое метафора простыми словами
- Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения
- Стертые метафоры
- Мертвые метафоры
- Образные метафоры
- В чем ценность метафоры
- Как работают метафоры в бизнесе и копирайтинге на живых примерах
- Пример 1. Метафоры для продаж сложных продуктов
- Пример 2. Метафоры для продаж информационных продуктов
- Пример 3. Метафоры для закрытия возражений
- Пример 4. Метафоры для продаж
- Пример 5. Метафора для рекламы
- Выводы
- Что такое метафора: примеры показывающие ее суть
- Как сравнение, но не сравнение
- Великий и могучий
- Учимся создавать
- Классификация
- Примеры из литературы
- Что такое метафора примеры?
- Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке
- Виды метафор
- Примеры метафор в русской литературе
- Что такое Метафора
- Примеры метафор:
- Метафора — примеры из литературы
- Типы метафоры
- Номинативная метафора
- Когнитивная метафора
- Образная метафора
- Концептуальная метафора
- Что такое троп
- Основные виды тропов:
- Разница между метафорой и сравнением
- Метафора Айсберга
- Интересное о метафорах
Троп
Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут? Троп (от греческого τρόπος — оборот) это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.
Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений.
Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.
К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.
Метафора
Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё Аристотелем, а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.
Аристотель определял метафору как «сравнение неназванного предмета с другим на основании какого-то общего признака». А само слово μεταφορά с древнегреческого переводится как «переносное значение». Чтобы вам сразу стало понятно, вот пример, который наверняка знаком всем: Простой, как валенок (как три рубля, как тапочки).
Это и есть та самая метафора. Но вернёмся к Аристотелю. Он вообще понимал всё искусство как «подражание жизни». То есть, как одну большую, ёмкую метафору. Позднее другие учёные сузили это огромное понятие, выделив в отдельные категории гиперболу (преувеличение), синекдоху (соотношение), простое сравнение и некоторые другие тропы.
Функции метафоры
Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.
Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.
В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ.
В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.
В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.
Как создать метафору?
Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит
Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке».
Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».
Метафора «Горит восход»Самые длинные слова в русском языке
На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:
Дул север. Плакала траваИ ветви о недавнем зное,И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
Или другое — Лермонтова:
Она поет — и звуки тают,Как поцелуи на устах,Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах.
Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.
Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.
Какие бывают метафоры?
В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.
Диафора (резкая метафора) это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».
Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.
Эпифора (стёртая метафора) это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.
К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:
Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.
Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»
Другие тропы, которые относятся к метафорическим
К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.
Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.
Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.
Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.
Синекдоха: “вся маршрутка упала со смеху”. Этот приём сродни гиперболе. Он приписывает части свойства целого. Его любят авторы многочисленных сетевых историй — приведённый здесь пример, думаю, вы видели не раз.
Так же синекдохой называют противоположный приём — перенос названия с частного на общее. Его часто можно узнать по использованию единственного числа вместо множественного, например, «советский солдат победоносно возвращается с войны» или «среднестатистический человек тратит 8 часов в день на сон».
Этот приём любим журналистами и публицистами.
Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое.
Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер, война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями.
Метафора что это такое и как применять: 5 примеров
Метафора — это секретное оружие пишущих людей. Правильно подобранная метафора способна творить чудеса. С помощью метафоры вы можете влиять на людей, вызывать у них интерес, склонять их на свою точку зрения, а также находить клиентов и продавать.
Хотите овладеть этим инструментом? Тогда читайте статью до конца. Вы узнаете, что такое метафора, и как применять её для создания сильных текстов. Я не только расскажу вам в теории, но сразу дам несколько примеров, которые помогут внедрить этот прием на практике.
Что такое метафора простыми словами
Прежде чем учиться применять метафоры, надо бы разобраться со значением этого слова. Если вы загляните в любой словарь, то увидите там примерно такое определение:
Вроде бы понятно, но как-то не вдохновляет. Нам тут обещали дать крутой инструмент, “секретное оружие” копирайтеров, а речь идет всего лишь об употреблении слов и выражений в переносном значении. Ничего нового… Это смотря, как ею пользоваться!
Мы постоянно применяем метафоры в повседневной речи и в текстах, но чаще всего делаем это неосознанно. Многие метафоры стали настолько привычными, что мы даже не замечаем, что используем слова в переносном значении, например, в выражении “ножка стула”.
Если вы научитесь сознательно применять метафору в нужный момент, то вскоре почувствуете, какой крутой инструмент появился у вас в руках.
Я предлагаю вам другое, рабочее определение метафоры.
Метафора — это такое слово или выражение, которое позволяет передать людям нужный нам, но неизвестный для них, смысл через понятные им образы и ситуации.
Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения
Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.
Стертые метафоры
Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.
Примеры стертых метафор:
- горлышко бутылки,
- анютины глазки,
- дуновение ветра,
- скачок давления,
- рукав реки,
- подножие горы.
Мертвые метафоры
В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.
Пример: бить баклуши
Для современного человека выражение “бить баклуши” — означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.
Оказывается, баклуша — это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.
Другие примеры стертых метафор:
- добраться на перекладных,
- решить с кондачка,
- сбить с панталыку.
Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет.
Другое дело — образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.
Образные метафоры
Образные метафоры — это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:
- золотая осень,
- серебро седины,
- хмурое небо.
Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.
А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:
- демократичные цены,
- гибкая система скидок,
- дружный коллектив,
- динамично развивающаяся компания,
- лидер в своей отрасли,
- огромный опыт работы,
- индивидуальный подход,
- высокий уровень сервиса.
От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.
Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.
В чем ценность метафоры
С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.
Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.
Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.
Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.
Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.
Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко. Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?
Вам поможет метафора. Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации.
Вот как это происходит. Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу.
Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.
Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.
Как работают метафоры в бизнесе и копирайтинге на живых примерах
Пример 1. Метафоры для продаж сложных продуктов
Представьте, что вы продаете какие-то сложные технические изделия, например, смартфоны последней модели. Вам надо объяснить покупателю, чем они отличаются от конкурентов, какие у них преимущества.
Если вы уйдете в подробности, и начнете рассказывать, как внутри устроен смартфон, вы гарантированно потеряете клиента. Чтобы человек купил, вам надо вызывать эмоции, а в этом помогут метафоры.
Пример с автомобилями. Современный автомобиль — чрезвычайно сложное устройство. Количество запатентованных изобретений в одной марке авто может исчисляться сотнями. При этом вряд ли менеджер в салоне будет грузить покупателя подробностями технического оснащения автомобиля. Исключения возможны, только если покупатель сам технарь и для него важны нюансы.
Когда я в салоне покупала новый автомобиль, продавец открыл капот и сказал: “Вот сюда будете заливать жидкость для омывания стекол. Больше, в принципе, вам ничего здесь знать не нужно.”
Я почувствовала себя счастливой. Машина японская, цена «огого» — значит, я могу ездить и ни о чем не беспокоиться. Меня больше интересовал дизайн кузова и цвет обивки сидений.
На сайтах автомобильных брендов также информации про дизайн салона больше, чем про шарикоподшипники или сайлентблоки. И посмотрите, какие метафоры используют продавцы при описании, например, цвета кузова:
- млечный путь,
- красный гранат,
- черный обсидиан,
- баклажан,
- и хорошо всем известный, мокрый асфальт.
Красивые, даже поэтичные, метафоры.
Пример 2. Метафоры для продаж информационных продуктов
В инфобизнесе без метафор тоже не обойтись.
Вариант 1. Ваш продукт сложный, например, вы обучаете настройке рекламы или программированию.
Для того, чтобы человек принял решение развиваться в этой теме, есть смысл предложить ему скачать бесплатный продукт или вводный курс для новичка. Там вы вы сможете рассказать ему простыми словами, в чем фишка вашей технологии и какие конкурентные преимущества он получит, обучаясь у вас.
При этом человек пока не готов к восприятию сложной информации и профессиональным терминам. Объясните ему просто, используя образные метафоры.
Вариант 2. Вы работаете в так называемых “мягких” темах, как например, психология, отношения, оздоровление В таких темах результаты не поддаются исчислению в конкретных единицах: в рублях, в процентах, в количестве клиентов. Результат обучения у вас — это “улучшение самочувствия”, “гармоничные отношения”, “стильный образ” и т.п.
Такой результат тоже проще всего описать с помощью яркой метафоры.
Пример 3. Метафоры для закрытия возражений
Когда клиент не понимает ваше коммерческое предложение, проще всего общаться с ним на языке метафор.
Например, у вас есть заказчик на создание сайта. Вы ознакомились с техническим заданием, прикинули объем работы и озвучили цену, допустим, 40 тысяч рублей.
Клиент просит, чтобы вы разбили цену по позициям и объяснили, что включено в каждую позицию. Можно согласиться и расписать цену по пунктам:
- верстка — 17 тыс. руб.
- индивидуальный дизайн — 15 тыс. руб.
- копирайтинг — 6 тыс. руб.
- домен и хостинг — 2 тыс. руб.
Будьте уверены, что в этом случае заказчик будет пытаться сбить цену по каждому пункту отдельно. Почему такой дорогой хостинг? Давайте возьмем дешевле. Почему за копирайтинг 6 тыс. руб.? Я видел на биржах есть копирайтеры по 40 руб. за 1000 знаков. Да я и сам напишу заголовки и тексты…
Чтобы не утонуть в бесперспективных переговорах, можно прибегнуть к метафоре. Например, такой.
Представьте, что вы заказываете борщ в ресторане и просите, чтобы вам принесли раскладку цены по позициям:
- Вода 5
- Мясо 45
- Укроп 20
- Капуста 17
А потом говорите: Уберите мясо, оно дорогое. Почему петрушка столько стоит? Там всего 1 листочек для украшения. Воду я из дома принесу.
Ведь нет?
Вы заказываете вкусный борщ в приятной атмосфере, за уютным столиком с изысканной сервировкой. Вас обслуживает официант, а борщ вам варит повар, который 3 года учился в Париже.
Ресторан находится в центре города, где аренда 1 кв. м стоит 1000 долларов. И всё это включено в цену борща. Расписать это по позициям невозможно. Поэтому в меню просто указана цена. И у нас также.
Если клиент не понимает или не хочет понимать простые метафоры, то надо бежать от такого клиента как можно скорее и найти себе другого.
Пример 4. Метафоры для продаж
С помощью метафоры можно объяснить легко и наглядно, чем вы отличаетесь от конкурентов. Это гораздо интереснее, чем приводить сухие факты.
Например, в случае создания сайтов можно сказать, что стандартная вебстудия — это хлебозавод, который выпекает одинаковые буханки по стандартному рецепту. Ваша вебстудия — как частная кондитерская, где создаются вручную вкуснейшие десерты по индивидуальным авторским рецептам.
Пример 5. Метафора для рекламы
Последний пример — классика жанра.
Когда компания Apple выводила на рынок первый iPod, в их рекламе не было таких привычных для рынка характеристик устройства, как вес 180 граммов, 5-гигабайтный жесткий диск и им подобных.
Рекламное послание Apple было простым и вдохновляющим:
1000 песен в вашем кармане!
Эта метафора понятна каждому, и новый iPod имел ошеломительный успех.
Выводы
Теперь, когда вы знаете, что такое метафора и как её применять на примерах, всё что остается — это тренировка и практика. Находите и используйте яркие образы, не бойтесь неожиданных сравнений. Если вы овладеете искусством использования метафор, то внимание заинтересованных читателей и клиентов будет вам обеспечено.
Что такое метафора: примеры показывающие ее суть
Железные нервы, ледяное сердце и золотые руки заставляли всех завидовать ему черной завистью. Как вам четыре метафоры в одном предложении?
Доброго времени суток, дорогие читатели, если вы попали на мой сайт, значит, вы хотите узнать что-то новое о том, как писать те или иные тексты, продвигать свой сайт или похожую информацию. Сегодня речь пойдет о том, что такое метафора, научимся создавать свои и поймем поймем, как она усиливает текст. Также покажу примеры из литературы.
Как сравнение, но не сравнение
Что же это такое? Метафора – это слово или сочетание слов, которые употребляются в переносном значении. Целью употребления метафоры является сравнение неназванного имени, свойства или значения предмета с другим предметом, свойством или значением, на основании схожих признаков. Все не так сложно, как в формулировке, так что не бойтесь.
Данное языковое средство часто путают со сравнением, но главное их отличие в том, что в сравнении сразу понятно, что и с чем вы сравниваете, например, «он был красив, как цветок». Примером же метафоры будет просто выражение «пурпур розы». Всем понятно, что роза не пурпурная, но обладает ярким цветом, похожим на далекий оттенок пурпурного.
Великий и могучий
На сегодняшний день в современном русском литературном языке огромное количество всевозможных средств, призванных усилить эффект. Такие средства называются художественными приемами и используются в таких стилях речи:
- Художественный,
- Публицистический.
В художественном, выразительные словосочетания используются для разбавления сухого текста. В публицистическом – для усиления эффекта и воздействия на читателя, с целью заставить его делать что-то или хотя бы задуматься над смыслом прочитанного.
Учимся создавать
Для того чтобы вы смогли создать классную метафору, необходимо уяснить одно правило: она должна быть понятной массам. То есть, ее должны понимать. Конечно, некоторым очень нравится думать и гадать, что же все-таки хотел сказать автор, но это малый процент читателей. Большая часть же хочет узнавать в тексте что-то знакомое и ассоциировать с собой.
Уяснив первое правило, стоит также помнить о том, что в современном языке огромное количество клише (очень заезженных фразочек). Они могут очень сильно резать глаз читателю. Посудите сами, как же сильно осточертели такие фразы, как «любовь зла» и «купить недорого». С первым понятно, но второе – это вынужденное клише, которое нужно для оптимизации сайта.
Зачастую на таких сайтах вовсе не получится ничего купить недорого. Что касается метафор-клише, то они оказывают вдвойне отталкивающий эффект. Например, «твои глаза – это океан» — метафора, которой сто лет в обед.
Она не вызовет у читателя никакого эффекта, кроме отвращения. Просто запомните, что нельзя использовать далекие от читателя выражения и те, которые ему уже изрядно надоели.
Постарайтесь найти эту тонкую грань и ваше произведение сразу станет читабельнее и интереснее.
Классификация
На сегодняшний день выделяют несколько видов метафор:
- Резкая (сводит понятия далекие по смыслу),
- Развернутая (сводит несколько понятий и воплощается в разных участках текста, например, «автомобильный рынок упал: продукты с авторынка все чаще оказываются несвежими, даже дегустировать их не хочется»),
- Стертая (метафора, использующаяся в обиходе и уже воспринимающаяся, как так и нужно, например, ручка двери),
- Метафора-формула (близкая к стертой, но отличается тем, что устоявшиеся выражения выступают в роли фразеологизмов – нерушимых сочетаний слов, например, золотое сердце).
Примеры из литературы
Наши великие предки оставили нам огромный запас знаний, зашифрованных в литературе, и только тот, кто сможет понять все идеи автора, способен добраться до этих знаний. Начать их поиск стоит с того, что вы научитесь разбираться в художественных средствах, которые были использованы в литературе. Также это нужно, чтобы по-настоящему насладится произведениями, а не прочитать и забыть.
Так как речь у нас сегодня о метафорах, попробуем разобраться в них. Например, в стихотворении Сергея Есенина «Не жалею не зову не плачу», метафора «…увяданья золотом охваченный…» подразумевает близость к старости.
Если вы сами до этого додумались, то поздравляю, вы уже можете идентифицировать метафору, а главное, понять ее смысл. Но если вы узнаете и понимаете это языковое средство, совсем не обязательно, что вы сможете создавать их самостоятельно.
Для этого нужно, как минимум, тренировка, а еще лучше – острый ум. Кстати, «острый ум» — это тоже метафора, обозначающее нестандартное мышление.
Выходит, что в бытовой стиль общения тоже подразумевает наличие языковых средств, но метафора тут встречается куда реже, чем, например, сравнения или эпитеты.
Спасибо что дочитали до самого конца, оставляйте свой комментарий и получите возможность скачать уникальную книгу, которая поможет вам стать настоящим автором.
Что такое метафора примеры?
Выражения вида «метафорически говоря» и «в переносном смысле» употребляются в русском языке достаточно часто, но какое именно значение люди обычно вкладывают в слово «метафора», и насколько оно совпадает с принятым в филологии?
Метафора – разновидность тропа. Для того чтобы дать определение слову «метафора», вначале стоит разобраться с более общим понятием – «троп». Итак, под тропом понимается речевая конструкция, используемая в переносном значении. Тропы предназначены для усиления образности речи, придания ей дополнительной художественной окраски.
Не стоит думать, что тропы встречаются только в художественной литературе – повседневные разговоры тоже содержат в себе тропы, пусть даже собеседники и не отдают себе отчета в их использовании. Метафору считают одним из трех основных тропов, наряду с синекдохой и метонимией.
Более того, некоторые исследователи полагают, что метафора, по сути, является первичным тропом, а остальные – просто его разновидностями. Согласно классическому определению, метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле, а его основой является сравнение одного предмета или явления с другим с опорой на некий общий признак.
Проще говоря, метафора – это скрытая аналогия. Например, выражение «глаза как звезды» — это сравнение, в то время как «звезды глаз» — метафора. Виды метафор Традиционно выделяется два вида метафор: диафора или резкая метафора, и эпифора – так называемая «стертая» метафора.
Под резкой метафорой понимается троп, который соединяет далеко отстоящие друг от друга по смыслу понятия или явления для создания контраста. «Музыка волн», к примеру, является как раз диафорой. Что же касается стертой метафоры, то здесь речь идет о выражении, настолько устоявшемся в языке, что оно вообще не воспринимается в переносном смысле.
Например, «время тянулось», «ножка стола», «носик чайника» — это метафоры, но они привычны до такой степени, что кажутся прямыми значениями. Существует простой способ определить стертую метафору: нужно попробовать перевести выражение на другой язык. Если в результате получится бессмыслица, значит речь идет именно об эпифоре.
Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке
Метафора это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.
В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.
Примеры метафор:
- Ледяной взгляд
- Золотые руки
- Червь сомнения
- Осень жизни.
Метафора один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.
Читайте подробнее: Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов
В чем разница между эпитетом и метафорой?
Эпитет это яркое определение, а метафора перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.
Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:
И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной.
Здесь поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви прощальной.
О том, что такое эпитеты и какими они бывают, можно почитать в отдельном материале Anews.
Виды метафор
По частоте использования можно выделить: общеупотребительные (мудрое решение), общепринятые поэтические (золотая листва) и индивидуально-авторские метафоры (ситец неба).
Эпифора это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники.
Метафора может быть простой, состоящей даже из одного слова, и развернутой если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.
Метонимия это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три бутылки», происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.
Синекдоха это перенос общего на частное или наоборот части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов).
Либо наоборот множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин).
Часть может обозначать целое: «Первая ракетка мира». А целое может использоваться для обозначения части: «Россия забила Саудовской Аравии пять голов».
Примеры метафор в русской литературе
Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)
Она была живой костер из снега и вина (А.А. Блок)
Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)
Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)
Что такое Метафора
Метафора — это фигура речи, в которой используется слово или выражение в необычном смысле, с существенными сходствами между двумя терминами.
Это слово было принесено из греческого (μεταφορά), где оно означает “изменение”, “перестановка”, “перевод”, “перенос”.
Метафора — это сравнение слов, где один термин заменяет другой. Это сокращённое сравнение, в котором глагол не выражен, а только подразумевается.
Например: “Мой друг — как бык, он сам перетащил тяжёлый шкаф”. Очевидно, что он не бык и вовсе не похож физически на это животное, но он настолько силён, что напоминает быка. В этом примере сравнивается сила животного и этого человека.
Эта риторическая фигура соответствует замене одного термина на другой через аналогию.
Аналогия — это отношение установленного сходства между двумя или несколькими отдельными объектами. Аналогию можно произвести, например, между головой и телом или капитаном и солдатами. Важно отметить, что для того, чтобы произошла аналогия, должны существовать аналогичные семантические элементы между этими двумя терминами.
Метафора — это лингвистический инструмент, часто используемый в повседневной жизни, имеющий важное значение в общении между людьми. Было бы практически невозможно говорить и думать, не прибегая к метафоре.
Недавние исследования показали, что во время разговора люди используют в среднем 4 метафоры в минуту. Часто люди не хотят или не могут выразить то, что они действительно чувствуют. Поэтому они говорят фразы-метафоры, где подразумевается смысл.
Примеры метафор:
- острый ум,
- каменное сердце,
- золотая голова,
- железный характер,
- золотые руки,
- ядовитый человек,
- золотые слова,
- кот наплакал,
- ежовые рукавицы,
- глухая ночь,
- волчья хватка,
- пятое колесо в телеге,
- наступать на одни и те же грабли.
Метафора — примеры из литературы
Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами (М. Лермонтов)
Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины
(С. Есенин)
Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень
(Н. Рубцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов)
Прапорщики воткнулись глазами в царя (А. Толстой)
Небо над портом было цвета телевизора, включенного на пустой канал (Уильям Гибсон)
Все наши слова – лишь крошки, которые падают во время пиршества нашего ума (Халиль Джебран )
Типы метафоры
Номинативная метафора
Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.
Например:
- спутник Земли,
- застёжка-молния,
- ножка стола,
- носик чайника,
- нос корабля (сходство предметов по форме и расположению,
- ручка чашки,
- глазок двери,
- подошва горы,
- спинка стула,
- роза ветров,
- глазное яблоко,
- белок глаза
- лисички (сорт грибов)
- зонтик (тип соцветия) и др.
Метафорная свежесть таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.
Когнитивная метафора
Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.
Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.
Образная метафора
Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.
Например: Собакевич был настоящий медведь, он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).
Концептуальная метафора
Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение любовные отношения зашли в тупик можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры любовь – это путешествие.
Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.
Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.
Что такое троп
Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, сопоставляются два предмета или явления, которые связаны между собой по смыслу.
Слово троп произошло от др. греч. τρόπος «оборот». Используют его для усиления образности языка и художественной выразительности речи. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве, да и в повседневной речи.
Основные виды тропов:
- метафора,
- метонимия,
- синекдоха,
- эпитет,
- гипербола,
- дисфемизм,
- каламбур,
- литота,
- сравнение,
- перифраз,
- аллегория,
- пафос,
- олицетворение,
- сарказм,
- оксюморон,
- ирония,
- эвфемизм.
Разница между метафорой и сравнением
Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.
Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.
Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.
Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.
Метафора Айсберга
Метафора Айсберга — суть состоит в том, что часто видимая часть айсберга, что на поверхности, очень мала по сравнению с той, что погружена в воду. Эта метафора широко используется для объяснения различных социальных явлений.
Метафору айсберга часто применяют для описания человеческого разума, где поверхностная часть является сознательной, а бóльшая, погруженная — подсознанием.
Эта метафора заставляет людей понять, что часто существует гораздо больше правды, чем могут увидеть наши глаза. С ней мы также можем научиться тому, что ещё есть очень много за пределами поверхностного и оно часто имеет гораздо бóльшую ценность, чем то, что находится на поверхности и видимо для всех.
Этот пример показывает, как применение метафор обогащает наш язык.
Интересное о метафорах
Клаудия Кларидж (Claudia Claridge) в своей книге Гипербола английского языка: корпусная лингвистика изучения преувеличений (Hyperbole in English: A Corpus-based Study of Exaggeration) на стр. 73 рассказывает о том, как Рэймонд Гиббс (Raymond W. Gibbs Jr.) в 1994 году, сравнил три исследования.
Все три были сделаны на тему метафор и их использования:
- первая работа учёных Барлоу, Файн и Поллио (1977 год), которая показала, что в минуту в среднем люди используют в своей речи 1,8 новых метафор и 4,08 старых. Таким образом, они заявили, что в среднем люди используют 5,88 метафор в минуту,
- вторая работа, в 1989 году, сделанная Грайссером, Мио и Миллисом (Graesser, Mio, Millis), показала использование одной метафоры на каждые 25 слов,
- уже в 1992 году Восс, Кеннет, Виллей и Энгстлер-Скулер, в свой черёд, выяснили, что люди используют в среднем одну новую метафору каждые 2-3 минуты.