Что такое информационная деятельность человека?

Деятельность, объединённую с процессами получения, реорганизации, накопления и передачи информации, называют информационной. Это обмен в устной форме сообщениями, посланиями, отчётами и просьбами. Это и публикация статей и объявлений, хранение документов и корреспонденций, обсуждение новостей, выполнение приказов.

Информация — это всегда знания о материальных носителях и об энергии, которой требует её передача.

Информационная деятельность человека: что это, исторический аспект, привести примеры

В статье рассмотрены виды профессиональной информационной деятельности человека, приведены примеры информационной деятельности человека. Вы узнаете, кто является специалистами, которых можно считать информационными работниками.

Мы живём в век информатизации, и стоит отдать должное краткому историческому экскурсу и разным аспектам.

Основные виды информационной деятельности человека

Мы ежедневно постигаем мир. И каждый из нас развивает собственное представление о том, что его окружает. Мы постоянно узнаём новое, то есть принимаем информацию. Этот термин переводится с латинского как «изложение, разъяснение».

Давайте вспомним качества информации, которые столь важны для человека: понятная, полная, полезная, актуальная и достоверная. А также уместным будет вспомнить, как именно человек воспринимает данные. Они передаются сознанию с помощью органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние.

Информационная деятельность человека включает:

  • сбор информации,
  • обработку,
  • передачу,
  • хранение,
  • поиск,
  • защиту.

О сборе

Нельзя отрицать, что наши органы чувств — основной инструмент освоения мира, механизмы небезупречные. Неспроста о примерных, грубых исчислениях говорят не иначе как «на глаз». Маловероятно, что человечество сумело бы добраться до секретов живой клетки или же отправить к другим планетам космические зонды при отсутствии особых приборов.

Любая деятельность людей так или иначе связана с разными манипуляциями с информацией, и наши помощники — технические приспособления.

Для получения недоступных органам чувств сведений применяют специальную технику, ведь научное знание возникает, когда приобретённую информацию можно оценить, сравнить и, следовательно, измерить.

Знаменитый Стоунхендж — одно из самых древних сооружений, применяемых для приобретения информации астрономического характера. Весы и термометр — ещё два наших старых знакомых. Благодаря им люди получают данные о массе среды и её температуре.

Об обработке

Наблюдение мира вокруг, получение жизненного опыта или накопление всё большего количества сведений, помогает человеку учиться умозаключениям. Мы навсегда запоминаем прикосновение к горячему утюгу или другому прибору. Впредь, касаясь горячей поверхности, мы убираем руку, так как у всех в детские годы был личный «горячий чайник».

Если провести анализ такой реакции организма, мы быстро придём к обработке данных. Прикосновение к поверхности — информация (помогают органы осязания).

Дальше нервная система отправляет сведения в мозг, где делается основанный на опыте вывод о том, что организму угрожает опасность. Мозг посылает сигнал в мышцы рук, и они моментально сокращаются.

Подобными процессами можно описать и резкую смену настроения, и появление слёз, стоит услышать знакомую мелодию. Всё это иллюстрации неосознанного ведения обработки данных.

В случае противоположной обработки человек создает информацию, базируясь на сведениях, поступающих к нему (входная информация) из резерва знаний и опыта. Пример: урок химии.

Входная информация — предложение учителя найти решение задачи. Ученик взвешивает последовательность решения, припоминая, какие из выученных правил стоит применить.

В итоге ответ найден, а новые данные, которые создал сам ученик, и есть выходная информация. Выходная информация — это всегда результат интеллектуальной деятельности по обработке информации входной.

О передаче

Вряд ли прогресс человечества состоялся бы без обмена данными. Люди ещё в давние времена передавали следующим поколениям приобретённые знания, сообщали о вероятных угрозах или обменивались экстренной и существенной информацией.

Любой процесс обмена сведениями включает в себя их источник и адресата. Сами данные передаются посредством сигналов (механических, электрических и тепловых) по каналу связи. В повседневной жизни для людей каждый звук или свет — это сигналы, которые несут смысловую нагрузку. На светофоре красный — запрет переходить дорогу, звук сирены — беспокойство, звонок телефона — надо ответить.

Источником информации может быть техническое приспособление или существо. От него данные переходят в кодирующее устройство, предназначение которого — преобразовывать первичное сообщение в подходящую форму для трансляции.

Вы непрерывно сталкиваетесь с такими устройствами: лист бумаги, микрофон и так далее. Информация по каналу связи попадает в декодирующее устройство, оно преобразовывает сообщение в понятную для получателя форму.

Среди самых сложных декодирующих устройств — человеческий глаз и ухо.

Из-за разнообразных помех информация может пропадать и искажаться во время передачи. Вы часто с этим сталкиваетесь: неправильно выраженная мысль, помехи в телефоне, ошибка в расчётах, неполнота передаваемых данных. Способы кодирования и дешифрирования изучает криптография.

Важна форма изображения информации. Её может понимать источник, но не получатель, поэтому люди договариваются об определённом языке, чтобы надёжно сохранять сведения.

О хранении

Безупречное орудие познания мира — человеческий разум, а память людей — отличный механизм для хранения получаемой информации.

Чтобы превращать данные в собственность большого количества людей, нужна возможность их хранения за пределами памяти человека.

С развитием человечества сведения хранились и хранятся разными способами, со временем они совершенствуются.

От узелков на верёвках, зарубок на палках, посланиях на папирусе мы дошли до изобретения книг. Поиск доступных и надёжных способов хранить данные продолжается.

Сегодня для таких целей мы используем различные материалы: бумагу, плёнки (фото- и кино-), ленты (аудио- и видео-), диски. Это всё — носители информации, то есть материальные объекты для хранения информации и передачи.

О поиске

Мало сохранить данные, ими ещё необходимо уметь пользоваться. А чтобы воспользоваться информацией, нужно уметь быстро её находить.

Поиск — это извлечение информации, которая хранится. Различают автоматизированный и ручной методы поиска сведений.

Методы поиска данных:

  • наблюдение,
  • обращение к специалистам,
  • чтение литературы,
  • просмотр программ (теле- и видео-),
  • прослушивание радио и дисков,
  • работа в архивах и библиотеках,
  • запрос к системам и базам данных,
  • иные методы.

Чтобы собрать полную информацию и повысить вероятность принятия верного решения, рекомендуется использовать разные методы поиска данных.

Вы будете встречать как бесполезную, так и наиболее полезную, как ложную, так и достоверную, субъективную и объективную информацию. Нужно учиться акцентировать внимание только на получении полезных сведений, необходимых для решения определённой актуальной задачи. Помните, что ваша голова — это не мусорный ящик.

Ускоряют процесс приобретения сведений по вопросу каталоги (предметный, алфавитный и другие).

О защите

Для того чтобы не потерять важную информацию, разрабатываются разные механизмы защиты. Они используются на каждом из этапов работы.

Способы защиты:

  • контроль доступа,
  • дублирование каналов связи,
  • разграничение доступа,
  • криптографическая реорганизация информации посредством шифров.

Шифр — это система знаков для передачи секретной информации, создаётся для защиты данных от незаконных пользователей. Шифрами занимается криптография.

С древних времён этой наукой увлекались учёные, дипломаты и священнослужители. Хороший пример использования шифров (а их немало) — шифр Цезаря для переписки. Довольно простой, в нем буквы (каждая) заменяются третьей после неё литерой в алфавите.

Изменяя величину сдвига, можно приобрести новый шифр. Важно наличие у отправителя и адресата одной таблицы перестановки или замены букв.

Стоит упомянуть еще один любопытный шифр, известный в период войн между Афинами и Спартой. Берёте карандаш, оборачиваете бумажной полоской и пишите на ней сообщение. Когда развернёте полосу, увидите набор буков, которые несвязанные между собой и выстраиваются, как полагается, только на карандаше с необходимым диаметром.

Примеры информационных работников

Мы уже знаем, что информационной деятельностью занимаются все люди, но не для всех она профессиональная. Ниже приведен перечень работников профессиональной информационной деятельности в зависимости от ее вида.

  • Средства массовой информации. Журналисты.

Информационная деятельность традиционно связывается именно со СМИ. Журналисты работают с оперативными данными, они нередко утрачивают свою актуальность в продолжение нескольких дней.

Работниками СМИ используются наиболее модерновые средства передачи данных. Тексты, аудио и видео публикуются на сайте, отправляются по email или транслируются в реальном времени.

  • Почта, телефония, телеграф. Инженеры, служащие.

В почтовой службе наряду с традиционными способами доставки корреспонденции популярностью пользуется email, активно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Призвание науки — создание новых знаний. Один из актуальных инструментов для изучения социальных, природных и экономических явлений в развитии — компьютерное моделирование.

Эти работники занимаются патентами. Системы со специализированными патентными службами и изданиями (они готовят рефераты, обзоры и так далее) — характерная черта развитых стран.

Менеджеры могут улучшить такие качества, как объективность принимаемых решений и их своевременность, используя актуальные технологии и основываясь на оперативных данных.

  • Образование. Преподаватели.

Преподаватели и студенты — участники древнейшего информационного процесса, информационно-коммуникационные технологии вносят в довольно консервативную сферу определённые нововведения.

Благодаря виртуальным мирам процесс обучения становится более наглядным. Вместе с тем технологии — помощники в индивидуализации контроля учёбы и знаний.

Развивается и становится популярным дистанционное образование, которое позволяет обучать, пренебрегая удалённостью от организации.

  • Искусство. Писатели, музыканты, художники, дизайнеры.

ИТ применяют многие виды искусства. Например, компьютерная графика как основа дизайнерских работ, музыкальные произведения, литература и так далее.

А также к сферам занятости информационных работников причисляют промышленность, связь, строительство, транспорт и экономику. Примеры профессий: руководители фабрик и заводов, лица с высшим образованием, занимающие ключевые должности в разных отраслях промышленности, связи, строительства и транспорта.

Информационная деятельность человека

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».

  • Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).
  • Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

Сбор информации

Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять.

Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз».

Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.

Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э.

Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки.

1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

Обработка информации

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации.

Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились.

Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.

Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.

Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки).

Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ.

Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

  1. Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
  2. Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.
  3. Передача информации

Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба.

В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности.

В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку.

Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги, звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку, красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи.

С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю.

Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации.

С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах.

Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

Хранение информации

Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека.

В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге.

Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:

  • бумагу,
  • фото- и кинопленку,
  • магнитную аудио- и видеоленту,
  • магнитные и оптические диски.

Все это — носители информации.

Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.

Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию, бумага, на которой хранятся тексты и изображения, магнитная лента, на которой хранится звуковая информация, фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация, микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.

Поиск информации

Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.

Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

Методы поиска информации:

  1. непосредственное наблюдение,
  2. общение со специалистами по интересующему вас вопросу,
  3. чтение соответствующей литературы,
  4. просмотр теле-, видеопрограмм,
  5. прослушивание радиопередач и аудиокассет,
  6. работа в библиотеках, архивах,
  7. запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных,
  8. другие методы.

Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

Защита информации

В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.

Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

Для защиты информации используют различные способы защиты:

  • контроль доступа,
  • разграничение доступа,
  • дублирование каналов связи,
  • криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем.

Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

Итак, информационная деятельность человека включает в себя:

  1. Сбор информации,
  2. Обработка информации,
  3. Передача информации,
  4. Хранение информации,
  5. Поиск информации,
  6. Защита информации.

Информационная деятельность человека. Основные этапы развития информационного общества

Информационное общество- это процесс внедрения компьютеров, современных средств переработки, хранения и передачи информации в различные индустрии.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества,
  • эффективное информационное взаимодействие людей,
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов,
  • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах,
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а так же традиционных и электронных СМИ, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
  • их доступ к мировым информационным ресурсам.

Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям:

  1. Образовательная: ключевой фактор- информационные технологии, которые широко применяются в производстве,
  2. Социальная: ключевой фактор- формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  3. Экономическая:ключевой фактор- применяется в экономике в качестве ресурса, услуг, источника.
  4. Культурная: ключевой фактор- признание культурной ценности информации и общества в целом.

Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

  • наличие компьютеров,
  • уровень развития компьютерных сетей для населения, занятого в информационной сфере,
  • использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Сущность и понятие информационного общества

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом. Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия.

Информационное общество (Information society) новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Информационная технология  процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии  производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Принципы информационной технологии:

  1. Интерактивный диалог режима работы.
  2. Интеграция с другими технологиями.
  3. Возможность гибкого применения данных и поставленных задач.

Требования информационной технологии:

  1. Обеспечить высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на отдельные операции.
  2. Включить весь набор элементарных операций необходимых для достижения целей.

В развитии человечества существуют пять этапов информационного общества, так называемая информационная революция.

  • Первая – связана с изобретением письменности(перо, чернило).  Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям.
  • Вторая (середина XVI века) – изобретение книгопечатания (печатные машинки). Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  • Третья (конец XIX века) – изобретение электричества (телеграф, большие ЭВМ). Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме.
  • Четвертая (70-е годы ХХ века) – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров (ЭВМ,ПК).

Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ.

Наше время- компьютерные ИТ ( ПК, ПО, компьютерные сети).

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

Классификация информационных ресурсов

По целевому предназначению:

  1. личные,
  2. корпоративные,
  3. СМИ,
  4. бизнес,
  5. образовательные,
  6. политика,
  7. учреждения и организации,
  8. сервисы и услуги,
  9. доски объявлений,
  10. культура,
  11. чаты,
  12. хранилища ПО,
  13. спорт,
  14. отдых,
  15. изображения и фото,
  16. развлекательные порталы

Информационные ресурсы по режиму доступа:

  1. открытая информация (без ограничения)
  2. информация ограниченного доступа
  3. государственная тайна
  4. конфиденциальная информация
  5. коммерческая тайна
  6. профессиональная тайна
  7. служебная тайна
  8. личная (персональная) тайна

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:

  1. традиционные формы (книги, газеты, журналы)
  2. массив документов
  3. фонд документов
  4. архив
  5. автоматизированные формы.

По способу представления:

  1. Web-страницы
  2. Базы данных
  3. Файловые серверы
  4. Телеконференции

Информационные ресурсы по виду носителя:

  • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
  • на машиночитаемых носителях (к/пленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD и т.д.)
  • на канале связи (TV, R)

Информационные ресурсы по форме собственности:

  • общероссийское национальное достояние
  • государственная собственность
  • собственность субъектов РФ
  • муниципальная собственность
  • частная (личная, корпоративная) собственность

По характеру содержания

  • тематическая информация
  • научные публикации
  • рекламная информация
  • справочная информация
  • новости
  • вторичная информация

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

  1. учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
  2. учебно-методические материалы (электронные методички, учебные программы),
  3. научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
  4. дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
  5. системы тестирования (тесты- электронная проверка знаний),
  6. электронные библиотеки,
  7. электронные архивы выпускников.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национально- информационные ресурсы. Возможный способ их классификации:

  • Библиотечные ресурсы
  • Архивные ресурсы
  • Научно- техническая информация
  • Правовая информация
  • Информация государственных структур
  • Отраслевая информация
  • Финансовая и экономическая информация
  • Информация о природных ресурсах
  • Информация предприятий и учреждений

Образовательные информационные ресурсы разного рода учебных заведений имеют примерно схожую структуру. Например, информационные ресурсы вуза могут быть классифицированы так:

  • Учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы,
  • Нормативно-правовые акты системы образования (законы, государственные стандарты и т.п.),
  • Приказы и иные текущие документы Министерства образования Российской Федерации и иных ведомств,
  • Кадровая информация о преподавателях, сотрудниках и студентах,
  • Экономическая информация (бухгалтерии, планово-экономического отдела и т.п.),
  • Информация о материальных ресурсах (здании, мебели, оборудовании и т.п.),
  • Архивные материалы
  • Информация по проблемам образования, размещенная на специальных сайтах в Интернете.

Информация

К слову «Информация» люди привыкли очень давно. Информацию люди получают из газет, телевизора, радио, т.е. из того что называется СМИ.

  1. Все, что мы с вами знает, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти.
  2. Информация для человека- это знания, которые он получает из различных источников.

Что человек делает с информацией?

Во первых- хранит информацию, либо в собственной памяти, либо на каких-либо внешних носителях, ну а чаще всего на бумаге. Те сведения которые мы помним, всегда нам доступны (пр. таблица умножения).

Во вторых- человеку постоянно приходится участвовать в передачи информации. Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефон, радио, телевидения.

Такие средства связи называются каналами передачи информации. В процессе передачи информация может теряться, искажаться из-за помех и вредных воздействий.

Причины таких воздействий могут быть как технического характера перегрузки, вибрации, электрические и магнитные поля, перепады температур, давления, влажности окружающей среды, так и следствием человеческого вмешательства.

Передача информации- всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник ее получает. (пр.книга и магнитофон-источник, урок и учитель-приемник).

В третьих- человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

Есть 3 типа ИП:

  • хранение,
  • передача,
  • обработка информации.

Информационная культура

Понятие информационная культура характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

  • В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
  • В узком смысле оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации, развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Критерии информационной культуры человека

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации,
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов,
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую,
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы,
  • адекватно отбирать и оценивать информацию,
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Уровни реализации информационной культуры

  • когнитивный уровень знания и умения,
  • эмоционально-ценностный установки, оценки, отношения,
  • поведенческий реальное и потенциальное поведение.

Информационная деятельность человека. Виды и формы представления информации

Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Информационное общество – это современный этап развития цивилизации, на котором главными продуктами производства становятся информация и знания.

Признаки информационного общества:

  • В информационном обществе деятельность отдельных людей, коллективов всё больше зависит от их информированности и способности использовать информацию с пользой. Движущая сила информационного общества: производство информации, а не материального продукта.
  • В информационном обществе все усилия направлены не на производство и потребление товаров (как в индустриальном), а на совершенствование интеллекта и знаний как средства и продукта производства. Происходит резкое увеличение доли умственного труда.
  • Материально-техническая база информационного общества – компьютерные системы и сети, информационные технологии и телекоммуникации широко развита.

Если рассматривать историю развития человеческого общества с точки зрения изменений, происходивших в информационной сфере, то можно выделить несколько радикальных изменений, предшествующих информационному обществу, которые принято назвать информационными революциями.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону и т. п.), для многих она является профессиональной.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности. Если в начале XX века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ.

Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение (привести примеры). Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы, например:

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами),
  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации,
  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.)

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

  1. Научные исследования. Расчеты и вычисления — обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не только математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.
  2. Создание новых изделий. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось возможным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.
  3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.
  4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Это может быть информация об инфраструктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведения из ИС большому числу пользователей.
  5. Обучение. Существуют электронные журналы для школьников и их родителей.
  6. Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.
  7. Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.) АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.

Для перехода к информационному обществу требуется пройти путь компьютеризации, т. е. насыщения различных сторон деятельности человека и общества комплексом технических устройств, и информатизации.

Пл Закону РФ Об информации, информатизации и защите информации (25.01.1995) информатизация это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий