Как привести примеры синекдохи?

Синекдоха – это фигура речи, в которой одни слова используются вместо других в переносном значении. В отличие от метафоры замена базируется на количественном изменении, то есть единственное вместо множественного, частное вместо общего и наоборот.

Хотя даже в повседневной речи мы частенько прибегаем к подобным оборотам, но даже не догадываемся, что у данной фигуры речи может быть такое заковыристое название.

Синекдоха — это пример метонимии в русском языке

Что такое синекдоха и ее примеры

Эта фигура речи является разновидностью метонимии, о который мы поговорим в отдельной статье по приведенной ссылке. Как и многие термины в русском языке, слово «синекдоха» имеет древнегреческие корни. Его можно перевести, как «соотношение, перенимание и подразумевание».

Ну и, наконец, если захотите блеснуть знаниями в компании, это слово нужно произносить с ударением на второй слог, то есть синЕкдоха.

Как уже было сказано, мы часто используем синекдоху в повседневной речи.

Ну, например, всем знакомы выражения «Мы люди не гордые» или «Начальство пришло». Мы говорим во множественном числе, но на самом деле подразумеваем единственное.

Так, «мы люди не гордые» относится к конкретному человеку, как правило, к нам самим. А под словами «начальство пришло» подразумеваем также конкретного начальника, а не нескольких человек.

Также примерами синекдохи являются выражения «золотая голова» и «уносить ноги». Тут имеет место замена общего на частное. Другими словами, под «золотой головой» подразумевается не отдельная часть тела, а весь человек.

Так говорят про того, кто обладает большим умом и может предложить интересные идеи. То же самое касается и фразы «уносить ноги». Естественно, она употребляется в переносном смысле и означает, что человек убегает – опять же целиком, а не только его конечности.

А вспомните, какие выражения часто используются в спортивных трансляциях.

Например, комментаторы говорят «Россия пришла первая к финишу», «Франция победила Хорватию в финале» или «Китай завоевал 5 золотых медалей». Под названиями стран здесь подразумеваются конкретные спортсмены и конкретные виды спорта.

Но подобное обобщение, что также является синекдохой, звучит более впечатляюще. А в этом и заключается художественная миссия данного оборота речи.

Как и многие приемы в русском языке, синекдоха используется для создания более выразительного образа, чтобы у слушателя или читателя отложилась в голове конкретная картинка.

Это также отличный способ избежать тавтологий и разнообразить свою речь. Конечно, использование одной только синекдохи не сделает из вас оратора, но ее роль нельзя недооценивать.

Виды синекдохи

Синекдоха описывает количественное изменение от частного к общему, от части к целому. Но работает и обратный принцип. В зависимости, какая «подмена» используется, этот речевой оборот можно разделить на несколько категорий:

  1. Единственное число употребляется вместо множественного.Например, у Лермонтова в «Бородино» есть такие слова: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».Здесь под «французом» подразумевается не какой-то конкретный человек, а целая армия.
  2. Множественное число употребляется вместо единственного.Можно вспомнить уже упомянутую фразу «Мы люди не гордые» или «Наш номер шестнадцатый».Эти выражения человек часто использует, имея в виду себя самого, а не всех вокруг.
  3. Вместо целого используется только какая-то часть.Опять же вспомним Лермонтова и его знаменитое стихотворение: «Белеет парус одинокий».Под парусом подразумевается целая лодка, но выделяя какую-то конкретную часть, автор усиливает образ – в данном случае лучше передает состояние одиночества.
  4. Вместо видового названия используется родовое.Например, «Это животное ведет преимущественно ночной образ жизни».Тут словом «животное» заменяется его конкретное название. Чаще всего подобный прием используется, чтобы избежать тавтологии.
  5. Вместо родового значения используется видовое.Например, распространенное выражение «Это нам обойдется в копеечку».Под «копеечкой» подразумеваются деньги в целом, но в таком варианте фраза звучит более поэтично.

Примеры синекдохи

Чаще всего эту фигуру речи можно встретить, конечно, в литературе. Особенно любят ей пользоваться поэты. С помощью синекдохи они более точно и более красиво передают нужные образы.

«Ну что ж, садись, светило» (В.В.Маяковский)«Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В.Гоголь)

«Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин)

Даже название популярной сказки «Красная Шапочка» может считаться синекдохой, так как девочка названа по небольшой детали в ее одежде.

Также синекдохи употребляются и в других сферах:

  1. В песнях — «Эти глаза напротив», «Под крышей дома моего»,
  2. В спортивных комментариях – «Россия победила Испанию и вышла в четвертьфинал»,
  3. В рекламе – «Победа над микробом гарантирована»,
  4. В политических лозунгах – «Власть не уважает рабочего человека»,
  5. В пословицах – «Дурная голова ногам покоя не дает»,
  6. В устоявшихся выражениях – «Там, где не ступала нога человека», «Ни одного знакомого лица».

Вот и все, что нужно знать синекдохе.

Что такое синекдоха?

Литературоведческий термин «синекдоха» произошел от греческого слова synekdoche, что означает «соподразумевание» или «соотнесение».

Определение синекдохи.

Синекдохой называется троп, являющийся разновидностью метонимии. Суть его заключается в замене множественного числа явления или понятия единственным. Типичный пример: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» – из поэмы Михаила Лермонтова, где «француз» обозначает не конкретного человека, а французское войско.

Также синекдоха подразумевает употребление образа по типу «часть вместо целого». Типичным примером использования в тексте является строка Александра Пушкина: «Все флаги в гости будут к нам». В данном контексте под словом «флаги» понимаются различные государства, каждое из которых, как водится, имеет свой герб и флаг.

Отличие синекдохи от метафоры.

Иногда при литературоведческом анализе текста ученики и студенты путают синекдоху с метафорой.

Основным отличием между ними является то, что синекдоха замещает одно слово другим, основываясь на реально существующей связи:

  • в море всегда есть волны,
  • у человека всегда есть голова.

Метафора же соотносит понятия по близкому сходству, но не обязательному признаку. Так «огонь» может метафорически означать:

  • любовь,
  • страсть,
  • войну,
  • жажду свободы.

Синекдоха однозначна.

Примеры синекдохи из художественной литературы.

Многие классические художественные произведения наполняются литературными приёмами с целью сделать текст более ярким, красочным, выразительным и легко читаемым. Предложения с синекдохой встречаются не только в поэтической, но и в прозаической речи.

Существуют наиболее популярные тропы, используемые практически каждым автором. К таковым речевым оборотам относятся:

  • «родной кров» и «очаг» вместо слова «дом»,
  • «парус» вместо слов «лодка, корабль»,
  • «волна» вместо слов «море, океан».

Часто используется отличительная черта человека для обозначения его целиком. Например, у Гоголя в «Мертвых душах» есть фраза: «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» Разумеется, персонаж, окликающий «бороду», обращается вовсе не к этой части человека, нок её обладателю.

В каких жанрах уместна синекдоха?

В первую очередь все тропы используются в художественной литературе, будь то рассказ или роман, стихотворение или эссе.

В устной речи синекдоха также может употребляться. Иногда она уместна и в публицистике, но перебарщивать с нею в данном жанре не желательно.

Нельзя использовать этот литературный троп в научной речи.

К сожалению, понимание синекдохи у современных людей усложняется узостью мышления и отсутствием воображения, поэтому изучение хороших классических произведений может помочь юным читателям понять глубину и мощь родного языка, его богатство и стилистическое разнообразие.

Синекдоха — литературный троп

В художественных произведениях тропы играют особенную роль. Усиливают эмоциональный и смысловой диапазон слова. Помогают определить читателю авторское отношение к происходящему. В художественной речи используются тропы: эпитет, метафора, аллегория, гипербола, олицетворение, инверсия, литота, перифраза, сравнение.

Художественный троп

Синекдоха — художественный троп, стилистический прием, являющийся разновидностью метонимии. Употребляется для переносного значения слова. Заменяет слово или группу слов, обозначающих целое (большее) словом, обозначающим его часть (меньшее), общее вместо частного и наоборот.

Синекдоха используется в художественной литературе, в повседневной устной и разговорной речи. Ее употребление придает большую выразительность значению сказанного.

Использование тропа сводится к крылатым выражениям или словосочетаниям. Большинство из них заимствованы из произведений художественной литературы. Иногда происходит обратное перемещение: из разговорной речи — в литературу.

Например, употребления себя (ед. ч.) во множественном числе.

Не употребляется синекдоха в научном стиле. И из-за низкого уровня читаемости молодежи и подростков можно редко услышать в речи современного юного поколения. Сейчас синекдоха нашла свое применение и активно используется в текстах рекламы.

Отличие от метафоры заключается в том, что замена называемых предметов базируется именно на количественном изменении: вместо множественного числа употребляется единственное, и наоборот. Сходство состоит в том, что как и метафора, синекдоха может быть общеупотребительной и индивидуальной.

Важно! Синекдоха может быть выражена только существительными или глаголами, другими частями речи не выражается. Красная шапочка — это образ девочки из сказки Шарля Перро, которая носила шапочку красного цвета. Девочку (целая часть) прозвали по аксессуару гардероба (малая часть целого).

Единственное число употребляется вместо множественного. «Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал.»  Н. Некрасов. Лес (ед. ч.) подразумевает все деревья, растущие в нем (мн. ч.)

Множественное число употребляется вместо единственного. «Мы все глядим в Наполеоны.» А.С.Пушкин.

Под Наполеонами (мн.ч.) подразумевается лишь один, имеющийся в истории полководец Наполеон.

Вместо целого используется только какая-то часть. «Все флаги в гости будут к нам.»  А.С.Пушкин. Под словом флаги (часть государственной атрибутики) подразумеваются целые государства.

Вместо видового названия используется родовое. «Ну что ж, садись, светило.» В. Маяковский. Светило употребляется в значении солнце (видовое), а родовое — это другие природные светила: луна, звезды.

Вместо родового значения используется видовое. «Парк полон был Пушкиным и Языковым.» К. Паустовский. Имеется ввиду, что пейзаж и архитектурное оформление парка воспроизводят картины из произведений писателя. Пушкин и Языковой — это видовое значение.

Что такое синекдоха. Чем она отличается от метонимии? Значение и примеры

Синекдоха это замена слова, обозначающего целое, словом, которое обозначает часть. Например, к бородатому человеку обращаются: «Эй, борода, иди сюда!»  Множество обозначается через единичное, группа через ее участника, целый предмет через его часть. Вместо «пистолет» говорят «ствол», вместо «жилище» «угол» или «кров», а вместо «лучший теннисист в мире» «первая ракетка мира».

Иногда наоборот общим словом обозначается частное: «В хорошую погоду вся Москва вышла гулять» (имеются в виду жители города). Зачастую названием страны обозначается спортивная команда: «Россия отправила домой Испанию и вышла в 1/4 финала ЧМ».

Использование имен собственных вместо нарицательных (антономазию) также можно считать частным случаем синекдохи. Например, пушкинское «мы все глядим в Наполеоны».

Пример синекдохи в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз».

Единичный «француз» в этом случае обозначает всю вражескую армию.

Термин «синекдоха» происходит от греческого συνεκδοχή «сопонимание», «соотнесение», «подразумевание». Ударение ставится на второй слог сине́кдоха.

Чем синекдоха отличается от метафоры?

Синекдоха отличается от метафоры тем, что слова подменяют друг друга на основании постоянного и реального соотношения предметов, а не из-за кажущегося сходства.

Метафора дает автору больше свободы: он может сравнить море и с зеркалом, и с лужей, и с небом. А вот обозначение моря словом «волна» это уже синекдоха, поскольку волна является частью моря.

Синекдоха и метонимия в чем разница?

Синекдоха близка к метонимии. Метонимия это замена одного слова другим словом, связанным с ним по смыслу и использованным в переносном значении. Например, «съел три тарелки» это метонимия. Тарелка не является составной частью более общего понятия.

Некоторые теоретики называют синекдоху одним из видов метонимии, основанной на смежности. Другие считают, что это разные явления.

Метонимия это скорее сжатое описание предмета. Синекдоха упоминание части, при котором целое лишь подразумевает. От этого в синекдохе более выражен переносный смысл, чем в метонимии, объясняет М.Петровский в «Литературной энциклопедии» 1925 года.

«Три тысячи голов скота» это синекдоха, соглашаются специалисты. Здесь голова подменяет целое животное. А вот когда о солдатах говорят «три тысячи штыков», это уже считают метонимией здесь орудие подменяет человека.

Однако сходство двух тропов настолько велико, что иногда одно и то же выражение можно трактовать и как синекдоху, и как метонимию.

Например, у А.С. Пушкина в «Медном всаднике»: «Все флаги в гости будут к нам».

Если считать, что «флаг» означает корабль, то это синекдоха часть корабля означает корабль в целом.

Если же «флаг» понимать как нацию, народ это скорее метонимия, замена реального понятия другим словом в переносном значении.

Подобные трудности с трактовкой неизбежны: оба тропа построены на обозначении предмета по его наиболее ярким признакам. А лингвист зачастую может лишь предполагать, что именно скрывается за иносказанием, особенно если его использует поэт.

Синекдоха. Примеры из литературы

У М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»:

Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной КавказаСокроюсь от твоих пашей,От их всевидящего глаза,От их всеслышащих ушей.

«Мундиры голубые» здесь обозначают жандармов по цвету формы. Один «всевидящий глаз» обозначает множество глаз, полицейский надзор.

У Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»:

«Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает, и человек, и зверь, и птица».

Человек, зверь и птица упоминаются в единственном числе, обозначая всё живое.

У А.Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин»:

На восток, сквозь дым и копоть,Из одной тюрьмы глухойПо домам идет Европа.Пух перин над ней пургой.

Европа в данном случае обозначает европейские народы, людей, спасенных Красной армией от фашизма.

Что такое синекдоха?

Синекдоха — по определению обозначает литературный прием, фигура речи, художественное средство, разновидность метонимии в русском языке, усиливающая выразительность слога и придающая речи обобщающий смысл. Особенность синекдохи в том, что она способна заменять множественное число на единственное при употреблении целого вместо части или наоборот.

Синекдоха — в русском языке и литературе, разновидность метонимии, троп, стилистический приём, благодаря которому происходит перенос названия от общего к частному («Вся школа вышла на уборку территории», «Россия снова проиграла Уэльсу: 0-2»), реже частное переносится в общее.

При использовании синекдохи совершенствуется выразительность речи («На восток, сквозь быт и копоть… // По домам идёт Европа… //Брат-француз, британец-брат… » А. Т. Твардовский, стих. отрывок из поэмы «Василий Теркин»).

В данном случае » Европа» — обобщенное наименование, потребляющееся вместо названия народов, которые населены в европейских странах, а единственное число таких существительных, как «брат-француз» и «британец-брат» является заменителем их множественного числа.

Синекдоха добавляет в речь экспрессию и придает ей глубокий и обобщающий смысл.

В синекдохе употребляется:

  • вместо множественного единственное число и вместо единственного множественное число («Все замолчало в тишине: деревья, птицы и река» и т.п.),
  • вместо целого часть или вместо части целое («Он понимал, что в деревне Никишкино ему будет хлеб-соль и крыша», «В его стадах мы насчитали двести двадцать голов крупнорогатых» и др.)
  • вместо видового названия родовое или вместо родового названия видовое («Эх ты, крестьянство глупое!», «Интернет сам по себе без зарядного устройства и модема работать не начнет», » Нет, я не пойду сегодня гулять: копеечка иссякла моя, увы…» и т.п.).

Где используется синекдоха?

Синекдоха в первую очередь наиболее распространена в литературе, независимо от того, рассказ это, эссе или стихотворение. Также может часто использоваться и в устной речи, иногда уместна в публицистике, но не во всех случаях.

Данный троп не применяется в научной речи и мало понимается современными людьми из-за отсутствия воображения и узости мышления, поэтому самым хорошим помощником в изучении синекдохи являются хорошие классические произведения, которые помогут овладеть данным литературным средством, раскрыв всю мощь и глубину, стилистическое разнообразие и богатство родного языка.

Примеры синекдохи в литературе

Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)

В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.

Читаем у Н.В. Гоголя в романе Мёртвые души:

— Эй, борода!  А как проехать отсюда к Плюшкину?

Писатель назвал мужика бородой по одному характерному признаку в его внешности. И перед читателем возник зримый образ этого человека с густой бородой.  Это и есть художественный троп — синекдоха.

В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.

Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)

Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)

Синекдоха может возникнуть, когда употребляется единственное число существительного в качестве множественного.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Шведрусский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий