Какие функции онтологии в философии?

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Определение учения

Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие. Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей.

Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук.

Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности.

Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий.

Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности.

Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности.

В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек.

Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия. Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична.

Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то.

Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности. Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям,
  • их истолкования,
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Онтология

Онтология – знание о бытии, которое выступает в философской системе одной из базисных ее категорий. Как раздел философии онтология занимается изучением фундаментальных принципов устройства бытия, его начала, свойства, категориальные распределения и сущностные формы.

Предмет онтологии – это само сущее, то есть бытие как таковое, которое не зависит от субъекта и непосредственной его деятельности. Его содержание раскрывается в определенных категориях: ничто и нечто, определенное и неопределенное, возможное и невозможное, мера и количество, порядок и истина, время, движение, пространство, форма, возникновение и т.д.

В контексте современной неклассической философии онтология рассматривается в роли интерпретации методов бытия с нефиксированным статусом.

Научная дисциплина, методологическое знание – онтология

В системе научных дисциплин онтология – это организация определенной предметной области знаний, которая выражается в форме концептуальной схемы, состоящей из структуры данных. Данная система включает в себя совокупность объектов, их классы, связи между ними, правила, которые являются общепринятыми в данной области.

Онтологический анализ определенной области знаний, исследовательской программы или научной дисциплины направляется непосредственно на распределение объективного статуса теоретических конструктов или идеальных образов, которые продуцируются ими.

Понятие «онтологии» в контексте описания и выявления предметных областей, которые вовлечены в орбиту человеческой жизни, противопоставляется понятию «онтика», что умозрительно структурированию бытия как такового и отдельных его моментов, посредством которых происходит существование.

Тем не менее, они существуют безотносительно к любым актам теоретического и эмпирического знания.

В контексте методологического знания онтология – это фундаментальный способ выражения объективной мысли в рамках определенной рефлексивной деятельности. В широком смысле, онтологическое представление будет являть собою знание об объекте. В то же время это знание будет рассматриваться не как знание, а как сам объект, вне зависимости от любой мыслительной деятельности.

Термин «Онтология»

Автором термина «онтология» является Рудольф Гоклениус. Это понятие было предложено в «Философском словаре», после чего рассматривалось до конца $17$ века как понятие «метафизика». В практике же данное понятие закрепилось в употреблениях Христиана фон Вольфа, который явно разделил семантику понятий «метафизика» и «онтология».

Основной вопрос онтологии: что существует?

Ключевые понятия онтологии: бытие, формы бытия (идеальное, материальное, экзистенциальное), свойства, время, пространство, движение. Таким образом, онтология содержит в себе попытку самого общего и абстрактного описания универсума существующего, который бы не был ограничен лишь данными конкретных наук и, может быть, не сводился бы в итоге к ним.

Несколько другую трактовку онтологии представляет американский мыслитель У. Куайн: в его понятие онтологии внедряется содержание определенной теории – это объекты, которые постулируются этой теорией в качестве явных.

Вопросы онтологии составляли одну из древнейших тем европейской философии. Первыми исследователями данной отрасли знаний стали досократики, в частности Парменид.

Наибольший вклад в создание и рассмотрение проблематики онтологического знания сделали Платон и Аристотель. Так, в контексте данной категории в эпоху Средневековья главное место занимала проблематика наличия абстрактных объектов – универсалий.

Философия $ХХ$ века дает новую проблематику онтологического знания, которой занимаются Н. Гартман и М. Хайдеггер. Так, основу существующей проблематики составляет онтологическая проблема сознания. К. Поппер и вовсе сформулировал концепцию о трех мирах:

  1. Мир физических состояний и объектов.
  2. Мир ментальных и психических состояний сознания.
  3. Мир объективного содержания мышления.

Онтология и постмодерн

Категория онтологии в условиях парадигмы постмодерна оказывается невозможной, так как:

  1. Эпоха постмодерна создает видение реальности в контексте артикуляции семиотики, что дает совершенно новые радикальные стратегии в отношении ее. В категориальном же отношении постмодерн дает интерпретацию бытию как «трансцендентно означаемому» (Ж. Деррида), вследствие чего оно не может осмысливаться посредством обладающего онтологического статуса. В парадигме постмодернизма феномен бытия не может строится в контексте онтологии: «Система категорий являет собою систему способов конструирования бытия» (Ж. Деррида).
  2. Отречение от идеи презумпции и самоидентичности бытия, основание лишь на рационально постигаемом логосе приводят постмодерн к радикальным отказам от идей составленя метафизической системы, вследствие чего возможность наличия онтологии как таковой вообще отпадает. Возможность значения – имманентное (онтологически заданное) значение, чья реконструкция сопоставлялась с герменевтическим пониманием, что эквивалентно к деструкции идеологической основы онтологии.
  3. В контексте концепции постмодернизма интерпретация реальности как таковой, что было основным в онтологической мысли, и вовсе уходит на последнее место. В постмодерне место реальности замещает «гиперреальность» виртуальный результат симулирования реального, который не способен притязать на онтологический статус. Именно такие идеи выдвигали М. Фуко, У. Эко и Ш. Бодрийяр.
  4. Основа парадигмы постмодернизма – «метафизика отсутствия», что также лишает смысла первичное понимание онтологии, так как это снимает возможность «онто-теологического определения бытия как существующего» (Ж. Деррида).
  5. Главную роль в отказе парадигмы постмодерна от построения онтологии сыграл такой важный феномен современной культуры, как «переоткрытие времени», то есть внедрение идеи темпоральности в базисные основы миросозерцания.

В этом контексте философия постмодернизма актуализирует идею И. Канта о том, что естественная онтология может мыслиться только в контексте определенных временных атрибутов, что продуцирует ее невозможность существования во времени. Таким образом, онтология постмодерна – принципиально невозможна.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий