Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.
Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.
- Определение учения
- Как развивалась онотологическая мысль
- Онтологическая теория
- Философско-правовая онтология
- Фундаментальная онтология Хайдеггера
- Предмет учения о бытие
- Как рассматривается онтология в точных науках
- Виды онтологий
- Онтология
- Научная дисциплина, методологическое знание – онтология
- Термин «Онтология»
- Основной вопрос онтологии: что существует?
- Онтология и постмодерн
Определение учения
Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).
Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.
Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:
- Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
- Развитие бытия, как философской природы.
Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие. Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.
Как развивалась онотологическая мысль
Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:
- Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
- Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
- 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
- 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.
Онтологическая теория
Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей.
Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук.
Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.
Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности.
Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.
Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий.
Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.
Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.
В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.
В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности.
Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.
Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности.
В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.
Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.
Философско-правовая онтология
Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек.
Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.
Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия. Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична.
Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.
Фундаментальная онтология Хайдеггера
Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то.
Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.
Предмет учения о бытие
Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности. Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.
Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.
Как рассматривается онтология в точных науках
В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:
- определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям,
- их истолкования,
- правил подведения итогов.
Виды онтологий
Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:
- Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
- Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
- Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
- Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.
Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.
Онтология
Онтология – знание о бытии, которое выступает в философской системе одной из базисных ее категорий. Как раздел философии онтология занимается изучением фундаментальных принципов устройства бытия, его начала, свойства, категориальные распределения и сущностные формы.
Предмет онтологии – это само сущее, то есть бытие как таковое, которое не зависит от субъекта и непосредственной его деятельности. Его содержание раскрывается в определенных категориях: ничто и нечто, определенное и неопределенное, возможное и невозможное, мера и количество, порядок и истина, время, движение, пространство, форма, возникновение и т.д.
В контексте современной неклассической философии онтология рассматривается в роли интерпретации методов бытия с нефиксированным статусом.
Научная дисциплина, методологическое знание – онтология
В системе научных дисциплин онтология – это организация определенной предметной области знаний, которая выражается в форме концептуальной схемы, состоящей из структуры данных. Данная система включает в себя совокупность объектов, их классы, связи между ними, правила, которые являются общепринятыми в данной области.
Онтологический анализ определенной области знаний, исследовательской программы или научной дисциплины направляется непосредственно на распределение объективного статуса теоретических конструктов или идеальных образов, которые продуцируются ими.
Понятие «онтологии» в контексте описания и выявления предметных областей, которые вовлечены в орбиту человеческой жизни, противопоставляется понятию «онтика», что умозрительно структурированию бытия как такового и отдельных его моментов, посредством которых происходит существование.
Тем не менее, они существуют безотносительно к любым актам теоретического и эмпирического знания.
В контексте методологического знания онтология – это фундаментальный способ выражения объективной мысли в рамках определенной рефлексивной деятельности. В широком смысле, онтологическое представление будет являть собою знание об объекте. В то же время это знание будет рассматриваться не как знание, а как сам объект, вне зависимости от любой мыслительной деятельности.
Термин «Онтология»
Автором термина «онтология» является Рудольф Гоклениус. Это понятие было предложено в «Философском словаре», после чего рассматривалось до конца $17$ века как понятие «метафизика». В практике же данное понятие закрепилось в употреблениях Христиана фон Вольфа, который явно разделил семантику понятий «метафизика» и «онтология».
Основной вопрос онтологии: что существует?
Ключевые понятия онтологии: бытие, формы бытия (идеальное, материальное, экзистенциальное), свойства, время, пространство, движение. Таким образом, онтология содержит в себе попытку самого общего и абстрактного описания универсума существующего, который бы не был ограничен лишь данными конкретных наук и, может быть, не сводился бы в итоге к ним.
Несколько другую трактовку онтологии представляет американский мыслитель У. Куайн: в его понятие онтологии внедряется содержание определенной теории – это объекты, которые постулируются этой теорией в качестве явных.
Вопросы онтологии составляли одну из древнейших тем европейской философии. Первыми исследователями данной отрасли знаний стали досократики, в частности Парменид.
Наибольший вклад в создание и рассмотрение проблематики онтологического знания сделали Платон и Аристотель. Так, в контексте данной категории в эпоху Средневековья главное место занимала проблематика наличия абстрактных объектов – универсалий.
Философия $ХХ$ века дает новую проблематику онтологического знания, которой занимаются Н. Гартман и М. Хайдеггер. Так, основу существующей проблематики составляет онтологическая проблема сознания. К. Поппер и вовсе сформулировал концепцию о трех мирах:
- Мир физических состояний и объектов.
- Мир ментальных и психических состояний сознания.
- Мир объективного содержания мышления.
Онтология и постмодерн
Категория онтологии в условиях парадигмы постмодерна оказывается невозможной, так как:
- Эпоха постмодерна создает видение реальности в контексте артикуляции семиотики, что дает совершенно новые радикальные стратегии в отношении ее. В категориальном же отношении постмодерн дает интерпретацию бытию как «трансцендентно означаемому» (Ж. Деррида), вследствие чего оно не может осмысливаться посредством обладающего онтологического статуса. В парадигме постмодернизма феномен бытия не может строится в контексте онтологии: «Система категорий являет собою систему способов конструирования бытия» (Ж. Деррида).
- Отречение от идеи презумпции и самоидентичности бытия, основание лишь на рационально постигаемом логосе приводят постмодерн к радикальным отказам от идей составленя метафизической системы, вследствие чего возможность наличия онтологии как таковой вообще отпадает. Возможность значения – имманентное (онтологически заданное) значение, чья реконструкция сопоставлялась с герменевтическим пониманием, что эквивалентно к деструкции идеологической основы онтологии.
- В контексте концепции постмодернизма интерпретация реальности как таковой, что было основным в онтологической мысли, и вовсе уходит на последнее место. В постмодерне место реальности замещает «гиперреальность» виртуальный результат симулирования реального, который не способен притязать на онтологический статус. Именно такие идеи выдвигали М. Фуко, У. Эко и Ш. Бодрийяр.
- Основа парадигмы постмодернизма – «метафизика отсутствия», что также лишает смысла первичное понимание онтологии, так как это снимает возможность «онто-теологического определения бытия как существующего» (Ж. Деррида).
- Главную роль в отказе парадигмы постмодерна от построения онтологии сыграл такой важный феномен современной культуры, как «переоткрытие времени», то есть внедрение идеи темпоральности в базисные основы миросозерцания.
В этом контексте философия постмодернизма актуализирует идею И. Канта о том, что естественная онтология может мыслиться только в контексте определенных временных атрибутов, что продуцирует ее невозможность существования во времени. Таким образом, онтология постмодерна – принципиально невозможна.