Какие главные персонажи Горя от ума Грибоедова?

Комедия Горе от ума Грибоедова одно из выдающихся произведений русской литературы XIX века. В этой статье представлен краткое содержание комедии Горе от ума по действиям (по главам): краткий пересказ произведения.

Действие пьесы происходит в начале XIX века в Москве в доме богатого чиновника Фамусова.

Действие I

Грибоедов «Горе от ума» краткий пересказ и содержание по действиям

Дочь Фамусова, молодая девушка Софья Фамусова, влюблена в молодого человека Молчалина. Он служит секретарем Фамусова и живет в его доме. По ночам влюбленные тайно встречаются в комнате Софии. Служанка Лиза сторожит под дверью, чтобы Фамусов не застал их.

Однажды утром Фамусов видит, как Молчалин выходит от Софии. Старику кажется все это подозрительным, но все успокаивают его.

В этот же день к Фамусовым приезжает Чацкий, молодой дворянин, их давний знакомый. Он 3 года путешествовал и только сегодня вернулся домой в Москву.

Чацкий давно влюблен в Софию и надеется, что она осталась верна ему. Но Софья не рада Чацкому, потому что влюблена в Молчалина. Она боится сказать правду Чацкому.

Старик Фамусов видит, что у дочери есть два ухажера Чацкий и Молчалин. Но отец хочет выдать ее за третьего кандидата, полковника Скалозуба, богатого, уважаемого, но глуповатого солдафона.

Действие II Фамусов со слугой Петрушкой записывает свои дела в календарь. Входит Чацкий и беседует с Фамусовым. Чацкий придерживается новых, прогрессивных взглядов на жизнь. Он высмеивает людей, которые гонятся за чинами, деньгами и связями.

Старику Фамусову не нравятся нападки Чацкого на нормы дворянской жизни, по которым живут все вокруг.

В это время в гости к Фамусову приходит полковник Скалозуб. Хозяин принимает его с особым почтением, потому что надеется выдать за него Софию.

Фамусов уводит Скалозуба в свой кабинет, чтобы Чацкий своими странными разговорами не испортил все дело.

В это время Софья видит в окно, как ее любимый Молчалин падает с лошади. От волнения с ней случается обморок. По ее реакции Чацкий замечает, что Софии нравится Молчалин. Тут же выясняется, что Молчалин просто ушиб руку и нет причин волноваться.

Все уходят. Оставшись наедине, Молчалин признается служанке Лизе в любви. Девушка осуждает его за то, что он обманывает Софию. Сама же Лиза, вероятно, любит слугу Петрушу и не отвечает взаимностью Молчалину.

Действие III

Софья и Чацкий беседуют наедине. Из разговора Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина. Софья оставляет Чацкого, чтобы готовиться к очередному тайному свиданию с Молчалиным.

Тем временем к Фамусову съезжаются гости на званый вечер: Наталья Дмитриевна Горич и ее муж Платон Михайлович Горич, князь Тугоуховский и его жена княгиня Марья Алексеевна, Загорецкий, Хлестова, графини Хрюмины и другие.

Беседуя с одним из гостей, Софья в шутку говорит, что Чацкий сумасшедший. Гость передает это замечание другим посетителям. В итоге все собравшиеся обсуждают сумасшедшего Чацкого. Когда в зал входит сам Чацкий, все гости уже смотрят на него как на сумасшедшего.

Действие IV

Вечер заканчивается, гости разъезжаются. В это время к Фамусовым вбегает Репетилов, старый знакомый Чацкого. Он зовет его в Английский клуб, но Чацкий отказывается. Оставшись один, Чацкий прячется в зале за колонной. Он слышит, как Молчалин снова признается Лизе в любви. Это признание слышит сама Софья. Она разоблачает обманщика Молчалина и прогоняет его.

Тем временем Чацкий выходит из-за колонны и стыдит Софию за обман. В зал входит Фамусов. Он ругает дочь за непристойное поведение с мужчинами и обещает выслать ее в деревню. Фамусов запрещает Чацкому ухаживать за ней, но тот больше не намерен ухаживать за обманщицей Софией.

Глупое Светское общество и измена Софии разочаровывают Чацкого. Он решает снова уехать из Москвы и просит карету. Это было краткое содержание комедии Горе от ума Грибоедова по действиям (по главам): краткий пересказ произведения, изложение основных событий и фактов из комедии.

Краткое содержание «Горе от ума»

Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века.

Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин.

Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.

  • Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.
  • Софья – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.
  • Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.
  • Александр Чацкий – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее. Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.
  • Лизанька – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.
  • Полковник Скалозуб – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.

Действие 1

Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья принимала у себя друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется. Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности.

Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что.

Фамусов гневно отчитывает дочь за то, что застал ее с молодым мужчиной. Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится.

Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком.

Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, – полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий. Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

Действие 2

Во втором явлении второго действия Чацкий интересуется у Фамусова, что бы тот ответил, если бы он посватался к Софье. Отец возлюбленной Чацкого говорит, что неплохо бы послужить государству и получить высокий чин.

Чацкий произносит знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тогда Фамусов называет Чацкого гордецом и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который служил при дворе и был очень богатым человеком. А все благодаря тому, что умел «подслужиться».

Однажды на приеме у Екатерины II он оступился и упал. Императрица засмеялась. Вызвав её улыбку, он решил повторить свое падение еще дважды, но уже специально, доставив тем самым удовольствие императрице. Зато, благодаря своему умению обернуть такой казус себе во благо, он был в почете.

Умение «прислуживать» Фамусов считает очень важным для достижения высокого положения в обществе.

Чацкий произносит монолог, в котором сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Он обвиняет поколение Фамусова в том, что они судят человека по чинам и деньгам и называет то время веком «покорности и страха». Чацкий не желал быть шутом даже перед самим государем. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.

Разговор Фамусова и Скалозуба касается двоюродного брата полковника, который получил благодаря Скалозубу множество преимуществ по службе. Однако он накануне получения высокого чина внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал вести размеренную жизнь и читать книги. Скалозуб говорит об этом со злой насмешкой. Такой образ жизни неприемлем для «фамусовского общества».

Фамусов восхищен Скалозубом потому, что он уже давно полковник, хотя служит совсем недавно. Мечтает Скалозуб о генеральском чине, причем хочет его не заслужить, а «достать». Фамусов интересуется, не собирается ли Скалозуб жениться.

В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания.

Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов.

Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе. Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувство, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него.

Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.

Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина. Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.

Действие 3

В начале третьего действия Чацкий пытается выяснить у Софьи, кто ей мил: Молчалин или Скалозуб. Софья уходит от ответа. Чацкий говорит, что он «без ума» от любви к ней. В разговоре выясняется, что Софья ценит Молчалина за кроткий нрав, скромность, тихость, но прямого заявления о своей влюбленности в него опять избегает.

Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей. Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Всё это влиятельные в Москве люди.

Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения. Чацкий это приметил и посмеялся над услужливостью Молчалина.

Софья размышляет о гордости и злости Чацкого. В разговоре с неким господином N она невзначай говорит, что Чацкий «не в своем уме».

Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. И Фамусов тут же подмечает в нем признаки безумия.

Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать.

А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам.

Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.

Действие 4

В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться. Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.

При появлении Софьи Чацкий прячется за колонну и становится невольным свидетелем разговора Лизы с Молчалиным. Выясняется, что Молчалин не только не собирается брать в жены Софью, но и не испытывает к ней никаких чувств.

Служанка Лиза ему куда милее, он об этом ей прямо заявляет: «Зачем она не ты!» Он угождает Софье лишь потому, что она дочь Фамусова, у которого он служит. Софья случайно слышит этот разговор. Молчалин бросается на колени и просит прощения. Но Софья отталкивает его и приказывает покинуть дом к утру, иначе она все расскажет отцу.

Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.

Прибегает Фамусов с толпой слуг со свечами. Он не ожидал увидеть дочь с Чацким, ведь она «сама его безумным называла». Теперь Чацкий понимает, кто пустил слух о его сумасшествии.

Фамусов негодует, ругает слуг за то, что недоглядели за дочерью. Лизу отправляет «в избу», «за птицами ходить», а саму Софью грозится отправить «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье.

Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве.

В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда. После отъезда Чацкого Фамусова беспокоит только одно: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Комедия «Горе от ума» стала знаковой в истории русской культуры и литературы. В ней представлены вопросы, волновавшие общество после войны 1812 года, показан раскол, наметившийся в дворянской среде.

Краткий пересказ «Горя от ума» позволяет представить широту тематики и проблематики этого произведения и особенности раскрытия сюжетных линий.

Однако он не передает языкового богатства комедии, которая славится обилием выражений, ставших «крылатыми».

Рекомендуем вам прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.

Горе от Ума

О комедии. Сюжет комедии Александра Грибоедова перенесет в Москву 19-го столетия. Дворянство представлено разными действующими лицами. Сюжет построен на конфликте поколений.

С одной стороны отживающих свою эпоху консервативные дворяне, с другой новые представители зарождающегося класса просвещенных дворян.

Краткое содержание «Горе от Ума» по действиям поможет проникнуться особенностями интересного, но уже ушедшего века, быстрое чтение позволит понять суть и смысл сюжета художественного произведения.

Действие 1

Сюжет развивается в доме управляющего в казенном месте Павла Афанасьевича Фамусова. Все начинается в просторной гостиной. Служанка Лизонька дремлет в кресле, из спальни дочери хозяина слышится приятная музыка. Два инструмента – флейта и фортепиано – помогают понять, что в спальне находятся два человека.

Испуганная служанка просыпается и, увидев, что за окном уже близится день, начинает стучать хозяйке. Она торопит и пугает спрятавшихся влюбленных встречей с отцом, но они глухи к ее просьбам. На шум в комнате появляется Фамусов. Он заигрывает со служанкой, пытаясь понять, откуда исходил шум.

Лиза шумит еще больше, и хозяин уходит. Из комнаты выходят влюбленные. Это Софья, дочь Фамусова, и Молчалин, секретарь, проживающий у него в доме. Они не слышали, что происходило в гостиной. Лиза пытается выпроводить Молчалина, но сталкивается в дверях с Фамусовым. Влюбленные пытаются выкрутиться.

Один говорит, что оказался здесь нечаянно, возвращаясь с прогулки, а дочь все валит на отца, который громким голосом разбудил ее нежный сон. Девушка рассказывает отцу о сне, который ее встревожил. Ей снился бедный влюбленный, крики и споры с отцом. Во сне были чудовища, хохот и рев. Фамусов переходит к расспросу Молчалина.

Тот, оказывается, тоже спешил на голос хозяина, чтобы пораньше представить ему бумаги. Мужчины уходят, а в комнате остаются девушки. Они продолжают беседовать о мужчинах. Служанка пытается донести до барышни, что от встреч с Молчалиным не будет толка. Отец не разрешит связать судьбу с бедняком.

Ослепленная девушка надеется на другой исход событий. Лиза предлагает богатой дочери присмотреться к полковнику Скалозубу.

Лиза объясняет Софии, что ее отец желает зятя в чине и со звездами. Но ветреной девчонке не хочется слушать о военных передвижениях: фронте и рядах. С восхищением Лиза рассказывает об Александре Андреевиче Чацком.

Он веселый, чувствительный, острый на язык, напоминает о любви юноши к Софии. Дочь Фамусова смеется над Чацким, она любит Мочалина, который целую ночь сидит рядом, вздыхая не проронив ни слова.

Служанке становится еще веселее, когда она представляет себе эту нелепую картину. Разговор девушек прерывается с приходом Чацкого. Он спешит увидеться с любимой, узнать, как она живет. В своей речи молодой человек пытается напомнить ей о детских шалостях и веселых беспечных днях в играх и прятках. В разговоре юноша начинает высмеивать всех, кого знал, спрашивая, изменились ли они:

  • Дядюшка,
  • Тетушка,
  • Трое молодящихся лиц с огромным количеством родни,
  • Театрал,
  • Спрятанный за ширмой человек, свистящий как соловей.

Постепенно Чацкий добрался до Молчалина. Он интересуется, не изменился ли безмолвный глупец. София в гневе, она готова отправить бывшего друга в огонь, лишь бы не слышать его насмешек над ее любимым.

Появляется хозяин дома – Фамусов. София, воспользовавшись этим, скрывается в своей комнате. Фамусов начинает разговор с гостем. Он интересуется, где был Чацкий 3 года, что узнал нового, но молодой человек занят собственными мыслями.

Влюбленный поражен тем, как похорошела София, его чувства еще более разгорелись. Он извиняется перед Фамусовым, объясняет: так хотел видеть Софию, что не заезжал домой. Александр Андреевич прощается, обещая вечером обязательно вернуться.

Фамусов остается один в своих сомнениях. Он не понимает, о чем намекает ему дочь, говоря, что «сон в руку». Его не устраивает ни утренний гость – нищий Молчалин, ни Чацкий, которого он считает модником и острым на язык.

Действие 2

Фамусов заполняет со слугой календарь мероприятий на неделю. Жизнь дворянина так насыщена, что расписан каждый день:

  • погребенье,
  • крещенье.

Слушать планы нельзя без саркастической ухмылки: «она не родила, но по расчету (моему) должна родить». К Фамусову в кабинет входит Чацкий. Начинается интересный диалог представителей двух поколений дворянства. Молодого человека интересует все, что связано с Софией.

Отец в ответ пытается узнать планы: не надумал ли жениться? Чацкий выясняет, что ответил бы ему Фамусов на сватовство. Тот говорит, что хотел бы увидеть в нем умелого руководителя именьем. Главное, Фамусову хочется отправить юношу служить.

Александр Андреевич парирует ему фразой, ставшей крылатой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов приводит в пример Максима Петровича, покойного дядю. Он добился уважения и почтения с помощью нелепой ситуации. Оступившись один раз и развеселив знатных людей, он повторил падение несколько раз. Привлек к себе внимание и стал человеком, который сам дает чины, раздает пенсии.

Чацкий выслушав пример, просто изумился, как можно получить место за счет собственного унижения («стучали об пол не жалея»), лести (лесть как кружево плели). Все подлости предки скрывали под маской преклонения перед царем, а на самом деле мечтали только о своем карьерном росте и деньгах.

Речи юноши пугают Фамусова. Он видит в нем «карбонари» (тайное политическое общество революционного оттенка), опасного человека. И чем больше говорит Чацкий, тем больше пугается Фамусов. Конец речи хозяин дома уже не слышит, он просто просит отпустить его, не спорить и не продолжать критику событий и людей его века.

Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина.

Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии. Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.

Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.

Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.

Речь полковника построена однобоко. Он думает только четкими военными понятиями. Поэтому смешно слышать его ответ на вопрос о родстве с женщиной: «Мы с нею вместе не служили». О родне знает только, кто где и когда служил, чем отличился.

Среди родных у Скалозуба есть брат, который вместо получения чина уехал в деревню читать книги. Скалозуб дружит с теми, кто открывает ему вакансии по службе. Он завидует более удачливым, жалеет себя. Ему пришлось 2 года ездить за полком, чтобы получить очередное звание. Мечта Скалозуба – стать генералом.

Фамусов интересуется о его планах насчет женитьбы. Полковник жениться не прочь. Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.

Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:

  • не стал деловым,
  • тратит свой ум не туда.

Слова заводят Чацкого. Он отвечает на все доводы старшего поколения. Еще одна фраза, прозвучавшая в устах юноши: «А судьи кто?», стала гулять, как самостоятельная, сразу после выхода книги. Длинную речь представителя нового поколения хозяин уже не дослушал, он ушел в кабинет, зовя с собой полковника. Скалозуб из всей тирады услышал только мысли о военных.

К Чацкому и Скалозубу в комнату вбегает София вместе со служанкой. Она стремится к окну и кричит, что кто-то упал и разбился. Александр Андреевич замечает неподдельный страх девушки.

Скалозуб представляет, что «дал маху» старик-хозяин. Лиза объясняет всем в комнате, что несчастье случилось с Молчалиным, не сумевшим забраться на лошадь. Полковнику интересно, как упал жалкий ездок: грудью или боком.

Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.

Действие 3

Чацкий ждет встречи с Софией, надеясь выяснить, кого девушка любит. Он сомневается среди двух поклонников: Молчалина и Скалозуба. Но барышня уходит от разговоров, называет влюбленного странным. Чацкий признается, что сходит с ума по девушке.

София признается в любви к Молчалину. Ее слова звучат так нелепо, что Александр Андреевич сомневается. Он не представляет, как можно любить такое ничтожество: «молчит, когда его бранят», не имеет собственного мнения.

София под предлогом прихода парикмахера, уходит на встречу с любимым. Чацкий остается еще в большем замешательстве, загадка осталась совсем запутанной. К нему подходит Молчалин. Их разговор просто смешит. Чацкий пытается понять, как такой человек может нравиться. Талант Молчалина – умеренность и аккуратность.

Молчалин с завистью рассказывает о сплетнях, которые распространялись о Чацком. Он восторженно говорит о какой-то Татьяне Юрьевне, к которой нужно обязательно съездить. Там балы каждый день и непрекращающийся праздник. Но Чацкий не видит в балах привлекательности.

Чем дольше говорит юноша с Молчалиным, тем больше убеждается в невозможности отношений между ним и Софией. Начинается приезд гостей в дом к Фамусову: планируется званый ужин. Многие из них старые знакомые Чацкого, идут описания их встреч и разговоров. Часть гостей смешны и нелепы:

  • девушки, занятые своими юбками.

Все они оценивают Чацкого.

София встречается с г.N. Она делится мнением, что Чацкий не в своем уме. Барышня, произнеся эти слова, понимает, что сказала не то, но идея распространить такие мысли среди гостей ей начинает нравиться. Она выставляет влюбленного в себя шутом и ждет развития событий.

Сплетня быстро набирает обороты. Каждый делится новостью, добавляя от себя. Загорецкий ускоряет сплетню: «схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Никто не сомневается в безумии, все, наоборот, находят в поведении Александра Андреевича ее признаки. При появлении юноши в зале, все усердно танцуют, старики играют в карты. Никто не слушает его речей, все стараются держаться подальше.

Действие 4

  • Гости разъезжаются с бала.
  • Графиня Хрюмина с внучкой недовольны теми, кто был приглашен: «уроды с того света».
  • Гориной Наталье Дмитриевне было весело, ее муж дремал или плясал по указке жены.

Чацкий просит лакея подать ему карету. На месте не оказывается кучера, лакей уходит его искать, Чацкий остается. К нему подбегает Репетилов. Он начинает сумбурно объясняться в любви к Александру Андреевичу. Тот не верит, говорит, что это ложь и бред. Он предупреждает, что Репетилов опоздал, и бал уже закончен.

Репетилов весь в хвастовстве, он причисляет себя к умным людям, разбирающимся в политике и книгах. Он – член тайного клуба, зовет к ним молодого человека, обещает познакомить с интересными людьми. Но все перечисленные имена не вызывают интереса у собеседника.

Речь останавливается, когда объявляют карету Скалозуба. Репетилов стремится туда. И начинает признание в любви полковнику. Но тот видно уже не первый раз слушает такие речи. Он пугает тем, что все шумные встречи завершит построением в шеренги. Незаметно на месте Скалозуба оказывается Загорецкий.

Он начинает расспрашивать Репетилова о Чацком. Его интересует, нормально ли у него с головой. Репетилов не верит, что Чацкий безумен.

Появляются следующие гости: княгиня с 6 дочерьми, княгиня Хлестова. Ее ведет Молчалин. Загорецкий у всех просит подтверждения своим словам. Оказывается, что весть о сумасшествии уже устарела.

Молчалин провожает Хлестову, которая отпускает его в комнату. Сарказм слышится в названии места жительства секретаря чуланчик. Репетилов не знает, куда ему дальше ехать, просит лакея везти куда-нибудь.

Чацкий, находившийся все это время в швейцарской, слышал, что про него говорили. Он изумлен. Нелепость о безумии поражает, ему хочется узнать, кто распространил такие ужасные слухи. Его размышления прерывает София, которая со свечой в руке пробирается к комнате Молчалина. Он прячется за колонной, надеясь дождаться и узнать скрытые в доме тайны. Лиза со свечой продвигается другим темным коридором. Ей нужно позвать Молчалина к Софии.

Чацкий и София прячутся в разных местах. Лиза стучит в комнату к Молчалину. Она зовет его к барышне, ругает, что он спит и не готовится к свадьбе. Ответные речи Молчалина пугают кощунством.

Он объясняет Лизе, что просто «волочит» время, боясь обидеть дочь хозяина, не хочет чтобы тот, узнав о его связи с Софьей, выгнал его из дома. Он начинает признаваться в любви служанке. Его слова София воспринимает, как низость, а Чацкий как подлость. Лиза призывает обманщика к совести.

Молчалин рассказывает девушке, в чем смысл его жизни, в угождении. Он готов угождать всем:

  • слуге,
  • начальнику,
  • швейцару,
  • собаке.

Молчалин просит Лизу позволить себя обнять, чтобы идти делить любовь с плачевной барышней, но София не пускает его. Она говорит, что ей стыдно за себя и свои чувства.

Молчалин ползает на коленях, но девушка остается непреклонной. Она понимает, его речи – ложь и обман. Девушка благодарит Молчалина за робость на свиданиях. Она рада, что узнала все ночью, и нет свидетелей ее позора. В этот момент появляется Чацкий.

Молчалин сбегает к себе в чуланчик, Лиза от страха роняет свечу. Юноша обращается к Софии, он удивлен на кого она променяла его настоящие чувства. София плачет.

Толпа слуг вбегает в коридор вместе с Фамусовым. Он возмущен, что София, объявившая Чацкого безумным, встречается с ним в темноте. Чацкий, узнав, кому обязан своим сумасшествием, удивлен еще больше.

Фамусов ругает молодого человека, просит не появляться в его доме, пока не исправится. Александр Андреевич смеется над собой и поспешно уезжает искать уголок, где можно уединиться и забыть про полученные оскорбления.

Фамусов остается один и рассуждает только о том, не дойдут ли новости из его дома до очередной княгини. На этом и заканчивается краткий пересказ комедии «Горе от ума», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Текст «Горе от ума» изобилует крылатыми фразами. Их используют отдельно от текста, иногда даже не зная, откуда они пришли.

Краткое содержание Горе от ума по действиям: пересказ комедии

  • Сегодня предлагаем вам краткое содержание «Горе от ума» по действиям.
  • Всемирную известность Александру Сергеевич Грибоедову принесла именно комедия в сатирической манере «Горе от ума», в которой очень показательно представлены нравы московского дворянства 19 века.
  • Основной конфликт в произведении разворачивается между Чацким, представляющим образ нового дворянства, и фамусовским обществом, ценящим не внутренний мир человека, а его материальное состояние и общественный статус.

Не обошел стороной автор и любовную трагедию, где Софья, Чацкий и Молчалин представляют любовный треугольник.

Каждая сюжетная линия переплетается с другими и переходят одна из другой. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям позволяет более детально исследовать пьесу с ее проблемами и конфликтами.

Главные герои

  1. Павел Афанасьевич Фамусов — глава казенного дома, отец Софьи.  Самое главное, по его мнению, чтобы у человека был статус в обществе, и как окружающие о тебе отзываются. Фамусов опасается людей просвещенных и образованных.
  2. София — дочь Фамусова 17-и  лет. С младенчества отец заботился о ее воспитании, так как мать умерла. Это храбрая и умная девушка, способная противостоять обществу.
  3. Алексей Молчалин — секретарь Фамусова, проживающий в его доме. Это трусливый типаж, получивший от Фамусова асессорское звание. Воздыхает о Софье.
  4. Александр Чацкий до определенного возраста воспитывался вместе с Софьей и был влюблен в девушку. Последние три года болтался по миру. Очень красноречив и умен, всецело преданный делу, а не человеку.

Другие персонажи

  1. Лизанька – служанка в семействе Фамусовых, помогающая Софье скрывать тайные встречи с Молчалиным.
  2. Полковник Скалозуб – глупый, но очень денежный человек. Мечтает стать генералом. Именно его выбрали стать женихом Софьи.

История создания комедии

Цель автора при написании «Горе от ума», вероятно, была показать человеческие пороки путем обертывания их в сатирическую основу. Александр Сергеевич не пытался лишь изобразить характер личности, но показал то, как персонажи проявляют свои чувства, через ситуации, которые наполнены юмором.

  1. Комедия Грибоедова переписывалась не однократно для более полного понимания и восприятия читателем человеческой сущности каждого из героев.
  2. Пока пьесу не театрализовали в 1833 года, именно в такой форме она и предоставлялась на суд читающего.
  3. Есть предположение, что Грибоедова на написание «Горе от ума» подтолкнул случай, произошедший лично с ним, когда в одном из светских салонов он столкнулся с публикой и понаблюдал за разными интересными сценами.
  4. Вступая лично в разные беседы с окружающими в салоне, Грибоедов передал их суть через монологи Чацкого.

По другой гипотезе, идея комедии взята из истории Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим. Есть и другие варианты о том, как автор наполнился идеями для данной пьесы. Но что бы мы не предполагали, ситуации из комедии можно встретить повсеместно в любом окружении.

Даже можно легко узнать себя в некоторых сценах. В этом вся суть комедии «Горе от ума».

Два ярких персонажа комедии Фамусов и Чацкий запоминаются читателю с первых своих реплик. Первый — истинный дворянин, все его дела вращаются вокруг мнения окружающих, заглушая свою точку зрения на любой факт.

Второй, Чацкий, наоборот, везде отстаивает свое мнение, не боясь выступить против нравов окружения. Плавный переход пьесы в реальность и наоборот — это и есть сильная сторона произведения Александра Сергеевича Грибоедова.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям

Действие 1

Первый акт «Горе от ума» — сцена пробуждения фамусовской служанки Лизы. Девушка плохо спала из-за того, что была вынуждена следить, чтобы никто не заметил тайную встречу хозяйки Софьи с Молчалиным.

Молодые никак не могут расстаться, поэтому Лизе приходится завести часы. В это время объявляется Фамусов, отец Софьи, который немногозначительно проявляет к служанке интерес.

Но тут хозяйка зовет горничную, поэтому Фамусову приходится прекратить флирт и поскорее удалиться. Лиза выговаривает, что Софья поступает опрометчиво и неосторожно. Софья прощается с Молчалиным, как в комнату входит Фамусов. Отец заинтересован, почему это его секретарь в такую рань находится у Софьи. Молчалин убеждает, что это получилось случайно, что он гулял мимо и решил заглянуть на минутку к Софье.

Фамусов ругает дочь за то, что она застигнута с молодым человеком. Лиза советует Софье не допускать таких оплошностей более, чтобы не навлечь  пересудов в обществе. Но Софье это совершенно безразлично.

Лиза считает, что Софье и Молчалину вряд ли суждено быть вместе, так как Фамусов никогда не позволит дочери выйти замуж за бедного и незнатного мужчину.

Отец думает, что его дочери подходит в мужья лишь полковник Скалозуб, у которого и деньги, и чин. Но Софья спорит с отцом, говоря, что готова утопиться, чем стать женой глупого Скалозуба.

Лиза вспоминает, как когда-то Софья была привязана к Александру Андреевичу Чацкому, веселому и умному юноше. У молодых людей была нежная юношеская любовь. Софья противится, что это не была любовь, ведь они просто вместе росли и дружили по-детски.

Тут слуга объявляет о приезде Чацкого. Чацкий рад встрече с Софьей, но девушка не проявляет к нему теплоты, чем сильно удивляет гостя. Чацкий предается в воспоминания. Софья называет их совместное время препровождение детским ребячеством.

Тогда Чацкий интересуется, нет ли у Софьи возлюбленного, чем вгоняет девушку в сильное смущение. Когда Чацкий беседует с Фамусовым, то начинает высказывать свое восхищение Софьей, что таких девушек нигде не встречал более. Фамусов боится, что Чацкий начнет свататься. Чацкий уходит, но Фамусов мучается в догадках, к кому же из двух мужчин Софья больше благоволит.

Действие 2

Чацкий интересуется у Фамусова, как бы тот себя повел, если бы он начал сватать Софью. На что папаша отвечает, что сначала Чацкому надо было бы подумать о своем статусе в обществе, заслужить высокий чин, служа государству.

И тут знаменитая фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». На это Фамусов обзывает Чацкого гордецом и рассказывает, как его дядя Максим Петрович служил при дворе и имел приличное состояние. И это благодаря его умению «подслужить» кому-надо.

Как-то на приеме у Екатерины II дядя упал, нечаянно оступившись, чем вызвал смех императрицы. Тогда, чтобы повеселить доставить удовольствие знатной особе, дядя дважды повторил свое падение, но уже намеренно.

После этого он стал почтеннейшим человеком при дворе. Фамусов считает важным, когда человек умеет добиться положения в свете, пусть даже таким вот путем.

Далее идет монолог Чацкого о «веке нынешнем» и «веке минувшем», обвиняя фамусовское поколение, которое судит о человеке лишь по деньгам и статусу в обществе. Чацкий даже называет то время веком «покорности и страха».

Для Чацкого немыслимо служение человеку, он готов служить только делу, и не быть шутом, даже в глазах императорских особ.

Тут приезжает полковник Скалозуб, которого Фамусов чрезмерно рад видеть. Но он боится, что Чацкий начнет свои вольные высказывания.

Фамусов беседуют со Скалозубом о двоюродном брате полковника, получившем высокий статус именно благодаря Скалозубу. Но перед самым получением чина он вдруг покидает назначение и отправляется в деревню, где начинает жить простой размеренной жизнью за книжками.

Такое поведение брата вызывает у Скалозуба злую насмешку и издевку, ведь в «фамусовском обществе» не подобает жить таким образом и так относиться к чинам.

Фамусов в восторге от Скалозуба, так как он смог очень быстро получить звание полковника и уже мечтает о чине генерала. И получить он его хочет именно благодаря связям, а не заслужить в честной службе.

Фамусов спрашивает Скалозуба, не планирует ли он жениться. Тут к беседе подключается Чацкий, которого Фамусов осыпает осуждениями за свободомыслие и нежелание служить. Чацкий произносит речь о том, что не Фамусову его судить. А что касается всего общества, то Чацкий не находит в нем никого для образца поведения, о чем и говорит прямо.

Поколение, которому принадлежит Фамусов, не меняют свои суждения, которые давно устарели, не стремятся к свободе. Их нравы Чацкий никак не может принять и не собирается склонять перед ними голову.

Чацкий даже возмущен, что в обществе Фамусова презирают людей просвещенных и творческих, что ценят только чины и материальное состояние. Фамусовское общество тем и отличается, что безнравственность и тупость скрываются за обмундированием.

Торопно вбегает Софья с сообщением о падении Молчалина с лошади. Девушка тут же теряет сознание. Служанка Лиза помогает Софье прийти в чувства, а тем временем Чацкий видит в окно Молчалина, совершенно здорового, отмечая, что Софья сильно преувеличивает серьезность произошедшего.

Как только Софья приходит в себя, сразу интересуется о Молчалине. Чацкий холодно сообщает, что с ним ничего не случилось. Софья обвиняет Чацкого в таком равнодушном отношении к человеку, к котором девушка пылает страстными чувствами. И Чацкий сразу понимает, что Софья давно отдала свое сердце Молчалину.

Молчалин высказывается Софье, что она очень не осторожно волнуется за него, ведь другие могут догадаться о их чувствах. Но Софью это совершенно не тревожит, что подумают окружающие.

Однако Молчалина это беспокоит, ведь он труслив. Лиза советует Софье пофлиртовать с Чацким, чтобы никто не понял, о ком печется девушка на самом деле. Будучи наедине Молчалин же начинает заигрывать с Лизой, предлагает подарки, говорит приятные слова.

Действие 3

Чацкий допытывается у Софьи, кто ей больше нравится: Молчалин или Скалозуб, но девушка увиливает от ответа. Чацкий признается в своих чувствах к ней, что он от нее «без ума».

В ходе беседы Чацкий узнает, что Софья расположена к Молчалину, так как он кроток и скромен, но свои истинные чувства не выдает.

В доме Фамусова вечером намечается бал, прислуга встречает гостей. Среди присутствующих много влиятельных людей Москвы: князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи.

Молчалин в своем репертуаре. Он находит привлекательной гладкую шерстку на шлице Хлестовой и расхваливает ее, что есть мочи. Чацкий заметил это и начал подсмеиваться над Молчалиным, который ради расположения важной особы готов преклоняться даже перед шерсткой ее шлицы.

Софья в размышлениях о том, как же зол и горд Чацкий, о чем рассказывает затем некоему господину. Тут же по залу распространяется, что Чацкий сумасшедший, а при его появлении все начинают отодвигаться от него подальше.

Фамусов тоже отмечает, что человек-то не в себе.

Чацкий задыхается в среде таких людей, выражает недовольство Москвой. Его взбесила беседа с французом в соседней комнате, который перед приездом в России ужасался, что едет в страну варваров, а приехав встретил ласковых русских людей, говорящих с ним по-французски, учтивых и льстивых одновременно.

Чацкий осуждает России, упакованную всем иностранным, что все пытаются подражать французам и преклоняются перед Францией. Пока Чацкий выступал со своей речью, все покинули его по своим интересам: кто ушел в танцы, кто к карточной игре.

Действие 4

В четвертом действии описывается, как гости после окончания бала расходятся и разъезжаются по своим домам.

Чацкий велит лакею поскорее подать карету. Его мечты и надежды на сегодняшний день не оправдались. Его все посчитали сумасшедшим, и слухи об этом распустила именно Софья, а остальные подхватили и разнесли.

Как только появляется Софья, Чацкий укрывается за колонну, а затем становится свидетелем разговора Молчалина и Лизы. Становится ясно, что Молчалин вовсе не любит Софью и не желает стать ее мужем. На самом деле его сердце занято Лизой, о чем он прямо говорит девушке.

Софье он угождает лишь потому, что она дочь Фамусова, его непосредственного начальника. Внезапно появляется Софья и слышит эти слова.

Молчалин на коленях извиняется, но Софья толкает его и выгоняет, грозится рассказать отцу. Тот входит Чацкий, Софья винит себя, что ради Молчалина предала их любовь. Ей и в голову не могло прийти, что Молчалин так подло ее обвел.

Вбегает Фамусов со слугами, в руках которых зажжены свечи. Он не ожидал, что дочь беседует с Чацким, хоть недавно сама же назвала его безумцем. Чацкий понял, что это она же и распространила слухи о его сумасшествии.

Фамусов в гневе на слуг, которые недосмотрели за дочерью. Лиза отправляется в курятник, теперь она будет ухаживать за птицами, а Софью отец пугает, что отправит к тетке в саратовскую деревню.

Последний монолог Чацкого о том, что его надежды рухнули, что он торопился к любимой, мечтал быть с ней, а она не призналась, что в их отношениях не было ничего серьезного, лишь детская влюбленность.

Чацкий же только воспоминаниями об этих чувствах жил целых три года. Но сейчас он даже рад, что между ними произошел разрыв, так как фамусовское общество ему постыло, и он планирует насовсем покинуть Москву. Когда Чацкий уезжает, Фамусов переживает только о том, «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Заключение

Комедия «Горе от ума» показывает, что волновало общество в послевоенные годы 1812. Четко виден грядущий переворот в дворянской среде и светском обществе в целом.

Краткое содержание «Горе от ума» по действиям помогает увидеть широту проблемы общества того поколения, но не раскрывает богатство языковой выразительности, ведь в комедии много крылатых выражений, которые в ходу и в наше время.

Поэтому рекомендуется прочитать «Горе от ума» Грибоедова в полном объеме, чтобы насладиться тонкой авторской иронией и знаменитой легкостью слога этой пьесы.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий