Разгром Хазарского каганата Киевской Русью подарил последней множество путей для развития, но в то же время, поставил под угрозу нападения кочевых племен всю страну.
Кроме того, победа Руси стала толчком для объединения славян в одну сильную и могучую державу. А вот каганат долгие годы после войны терпел упадок, который привел к распаду державы.
- Кто такие хазары
- Славяне и хазары: причины конфликта
- Святослав Игоревич и его поход на Волгу
- Последствия события
- Достоверность битвы
- 3 июля – День разгрома князем Святославом Хазарского Каганата
- Разгром Хазарского каганата князем Святославом в 965 году
- Разгром Хазарского каганата — Великая Победа князя Светослава
Кто такие хазары
Хазарский народ был одним из многих других, населявших области Причерноморья и Волги. Как и многие другие, они были кочевниками, но в периоды, когда была возможность обустроить поселение, хазары занимались выращиванием скота и садоводством. Хазарский язык был одним из тюркской языковой семьи, поэтому имеет огромную схожесть с современным болгарским.
Важнейшую роль в становлении их собственной державы играх Тюркский каганат, который ослабев, дал возможность хазарам занять определенные территории и создать собственную страну. Чуть позже Хазарский каганат установил свою правящую династию.
Славяне и хазары: причины конфликта
Начать стоит с того, что со средины X века Киевская Русь набирала свои обороты, для нее наиболее важным заданием был поиск выгодных торговых путей и выход на международный рынок.
В это же время Хазарский Каганат, имевший под своим влиянием часть Кавказа и Волжские области, начал ослабевать. Для Киевской Руси это была возможность захватить вышеупомянутые территории при небольших потерях собственных сил.
Дополнительные противоречие возникали на религиозной почве, ведь правящая верхушка настаивала на внедрении иудаизма, в то время как большинство населения оставалось православным и не желало менять привычный образ жизни.
Святослав Игоревич и его поход на Волгу
С 945 года свое княжество начал Святослав Игоревич, и именно во время его правления отношения между славянами и хазарами обострились. В 965 году Киевской Русью было решено совершить поход в сторону Волги и начать войну с Хазарским каганатом.
Иногда историки говорят, что это был один большой поход, длившийся четыре года. Но по другой версии, было совершено два более коротких похода: первый, на город Саркел, а второй уже непосредственно против хазар. Но как бы там ни было, в этой войне Русь одержала уверенную победу, захватила столицу каганата – Итиль, а также присоединила к себе Прикубанские области.
Последствия события
Для Киевской Руси победа оказалась огромным прорывом, ведь теперь для нее были открыты новые торговые пути. Немаловажным фактом является то, что хазары начинали процессы иудизации, в то время как Русь была христианской державой, и победа русичей спасла страну от возможного изменения религиозной системы.
Для каганата поражение не оказалось фатальным, ведь Хазария просуществовала еще несколько десятков лет после данного события. Вскоре после разгрома каганата, славянские народы, а именно восточные, стали объединяться в единое государство. К негативным последствиям войны можно отнести открытие путей для нападения народов с востока (печенегам) на Киевскую Русь.
Достоверность битвы
Судить историческую правдивость Восточного похода Святослава Игоревича можно лишь на основе Повести временных лет. Некоторые эксперты и вовсе ставят под сомнение удачливости войны для Руси.
Также есть сомнения по поводу участия самого Святослава в битве. Мусульманские ресурсы подтверждают существование сражения, но кто именно был во главе русской армии неизвестно. Более того, в искусстве, например, в живописи и литературе, данный эпизод истории Киевской Руси остался незамеченным и практически не описывался.
3 июля – День разгрома князем Святославом Хазарского Каганата
3 июля 964 года дружина князя русов — Святослава одержала сокрушительную победу над войском Хазарского кагана. Столица Каганата — Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости иудейской Хазарии, составлявшие основу её паразитарной власти.
Хазарский каганат хищническое паразитическое государство, которое в течении многих лет истребляла население славянских племён, разоряло набегами все южные области Руси и распространяло своё влияние всё дальше на север. 3 июля 964 года государство Хазария прекратило своё существование, принёсшее славянам неисчислимые беды, и угрожавшее Русскому Роду полным и окончательным истреблением.
Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым вещий Олег собирается отмстить неразумным хазарам.
В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными (Иду на вы! и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.
Между тем, такие выдающиеся отечественные историки как Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев и М.И. Артамонов не раз указывали на то, что эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русской и мировой истории.
И это неудивительно, ведь хазары были не только первым серьезным врагом нашего тогда совсем молодого государства, но и в лице правящей иудейской верхушки фактически подчинили своему влиянию средневековую Европу (прежде всего, в финансовом отношении).
Результаты же похода Святослава против паразитарного каганата были совершенно исключительны: пути на Восток были расчищены, Крым стал русским, целый ряд сателлитов Хазарии перестали быть для Руси враждебным заслоном, освободились от иудейского гнета и ряд европейских государств.
Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?
Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.
Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?
Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье.
Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и белых, красивых, совершенных по внешнему виду).
Историческая роль в превращении Хазарии в мощное, хотя и совершенно паразитарное государство принадлежит евреям. Иудейские общины издавна жили в этом регионе, а со второй половины VIII века сюда начали интенсивно мигрировать еврейские выходцы из Византии и Ирана.
Иудеи быстро заняли в Хазарии руководящее положение, расселяясь исключительно в городах (тогда как большинство аборигенов было, разумеется, кочевниками). При этом никакого обращения хазар в свою веру за редким исключением евреи как последовательные прозелиты не допускали.
Гумилев отмечает: Иудаизм — это культ народа, избранного Яхве, и потому редкие новообращенные считались проказой Израиля. Иудаизм приняла лишь верхушка хазарской знати.
В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным.
Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее.
В ущемленном положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии — по иудейской терминологии гои, недочеловеки. Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силен, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное.
Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму.
Первый бек — Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, за что они объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв. С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, возродивший древний иудейский закон. В стране начало жестко подавляться христианство.
Первоначально чисто военное государство, Хазария после захвата власти иудеями начала быстро превращаться в паразитарную страну, черпавшую свои огромные доходы из посреднической торговли, сбора дани с покоренных народов и проезжающих через хазарскую территорию купцов (все важнейшие торговые пути из Азии в Европу пролегали в этом регионе). Не брезговали хазары и грабительскими набегами на своих соседей, что давало каганату большое количество рабов, продаваемых на невольничьих рынках по всему миру.
В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наемного мусульманского войска. Эта гвардия действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны.
Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.
Что уж говорить о землях, населенных славянами! Повесть временных лет сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег.
Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене.
Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…
Около 940 года бек Песах напал на Русь, пошел на Хельгу (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников.
Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого — в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.
Историческая роль разгрома паразитарного государства принадлежит князю Святославу Игоревичу (964-972 гг.) — бесспорно, одному из величайших полководцев Древней Руси.
Эпическое Сказание о мести описывает князя как доблестного, мужественного и мудрого рыцаря. Еще мальчиком он снискал уважение своей дружины. Воеводы почтительно говорят о нем: Кънязь уже почал.
Потягнем, дружинно, по кънязи!. Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом.
Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода — около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился.
Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром.
Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.
Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: …Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!.
Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно.
И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя, — лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались.
Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору.
Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.
Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, загонит новых хазар обратно в их дикие степи?
Разгром Хазарского каганата князем Святославом в 965 году
Хазарский каганат гигантская империя десятого века, занимающая основные торговые пути в Причерноморья и на северном Каспии, которые использовали наши предки. От своего географического положения каганат и получал выгоду, облагая купцов не подъемной данью за проход в моря. Так же хазары совершали постоянные набеги на земли славян, облагая племена данью. Не брезговал сосед древней Руси и работорговлей основным товаром в которой были русские крестьяне.
Иудейская империя имела большое влияние в мире, и через свои финансовые институты влияла на многих монархов, включая европейских. И существование Хазарского каганата в подбрюшье Руси угрожало ее существованию. Это и вынудило молодого князя Святослава готовится к походу против наглого соседа. Летом 964 года князь выдвигается в поход обратившись к своим войнам с речью
Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!
Двигаться на Хазарию Святослав решил в обход. Сначала русское войско поднялось вверх по Днепру, далее перетащили свои суда в Оку. Откуда заручившись поддержкой местных славянских племен, которые еще платили дань каганату в 965 году, вышли по Оке к Волге.
По течению которой добрались до столицы каганата Итиль(располагавшейся в низовье Волги). Удар с севера застал хазар врасплох и город был почти сразу взят русскими войсками.
Гибель иудейской общины(кто-то погиб, кто-то бежал из Итиля) города привела к обезглавливанию великой империи, так как каганатом могли управлять только иудеи, а не сами хазары. Фактически Святослав напав на Хазар освободил их.
Дальше русское войско по морю дошло до Терека, на берегах которого был взят второй по влиянию город Хазарии Семендер. Конфисковав у его жителей лошадей и волов, Святослав с дружиной по суше двинулся к Дону, на берегах которого взял еще один город Саркел, дав ему русское название Белая Вежа.
Скорей всего во время этого похода был присоединен Таманский полуостров, где появилось Тмутараканское княжество. Некоторые историки склонны считать, что Святослав совершил два похода в разное время, так как не мог пройти такое расстояние за столь короткое время, так же идут споры во круг дат похода .
Но так или иначе Святослав сделал главное разбил злейшего врага Руси, приведя его империю к закату. Если судить по летописям, какое-то время каганат еще существовал, хазары приходили к Владимиру. уговаривали принять их веру, но былого влияния у него уже не было и нашим предкам он уже не угрожал. Русь получила выход в Черное море, а так же упростился путь к Каспию.
Значение этой победы было велико для наших предков и в чем-то схоже с значением разгрома Германии в годы Великой Отечественной Войны для нас.
Разгром Хазарского каганата — Великая Победа князя Светослава
В начале июля 964 года дружина Светлого князя Светослава нанесла сокрушительный удар по паразитической системе иудеев, одержав победу над войском Хазарского кагана.
История Хазарии коротка – немногим более трёх веков. Хазары, потомки древнейшего населения Западной Евразии, постепенно, в результате многочисленных завоеваний превратили свой каганат во влиятельную державу.
Под их контролем оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Волжский – «из варяг в греки» и «великий шёлковый» – из Азии в Европу. Кардинальные политические изменения произошли в Хазарии в результате большого притока иудеев из Сасанидского Ирана, а позднее – из Византии.
Влияние иудеев возобладало настолько, что в первой половине VIII века знатный вельможа Булан сумел навязать верховной хазарской знати иудейскую веру. Его потомок – богатый и знатный иудей Обадий, совершив в самом начале IX века захват власти, превратил кагана (царя) хазар в послушную марионетку.
Принятие талмудического иудаизма определило развитие хазарской экономики, как паразитическое, спекулятивное.
Государственные посты теперь могли занимать лишь мужчины, рождённые от матерей-евреек. В руках иудейской элиты сосредоточились важнейшие рычаги управления. Они проживали в городах Хазарии в роскоши и достатке, под охраной хорошо вооружённой стражи. Хазарам же – язычникам – вменялось пасти скот, но главное – воевать, выбивать дань из покорённых народов и пригонять рабов.
По свидетельствам средневековых путешественников, основной статьей доходов каганата, кроме посредничества и ростовщичества, на протяжении всей его истории была работорговля.
Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых продавали по всему миру. Рабов держали как скот в самом прямом смысле.
Их использовали в качестве тягловой силы в повозках, снимали шкуры для хозяйственных нужд, производили из органов лекарства (по рецептам иудейских колдунов), а мясом вскармливали животных.
Укрепляясь на славянских землях с помощью постройки новых крепостей, хазары осуществляли свои набеги на славян всё чаще и чаще, обкладывая их данью. Они собирали дань с вятичей, аланов, волжских болгар, печенегов.
Власть кагана, паучьей сетью стягивала в единое целое Евразию, выкачивая из без(с)численных государств и племён золото, серебро, рабов, предметы роскоши.
Иудеи подкупали правителей, чиновников, покупали самых смелых воинов и красивых женщин, заставляя их верно служить, выполнять все приказы иудейской знати Хазарии и раввинов. В IХ–Х вв.
на базе Хазарского каганата был создан международный синдикат, державший в своих руках значительную часть международной торговли и влияющей на мировую политику. Под финансовым влиянием хазарских иудеев оказались французские императоры династии Каролингов, испанские Омейяды, династия Саманидов в Центральной Азии, арабские халифы и другие.
Вся первая половина X века была наполнена столкновениями и конфликтами Хазарии и Руси. Хазария интригами, заговорами и войной продвигала своё влияние на север Руси. Каганат стал главным и самым опасным врагом Руси, угрожавшим физическому уничтожению русского народа.
Поход Светослава, тогда ещё молодого, но энергичного и талантливого полководца, начался летом 964 года. Согласно летописям Х века, Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством.
Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!». Светослав пошёл не напрямую от Киева к Волге, ибо на пути лежали контролируемые Хазарией земли и племена. Он со своим немногочисленным войском пошёл в обход.
Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку, по Оке и Волге доплыли до столицы Хазарии – Итиля, удар с севера был стремительным, город был взят. Появление войска Святослава было неожиданным для иудейской верхушки Хазарии, эту военную операцию можно сравнить с ударом спецназа по штабу вражеской армии. Гениальность заключается в том, что блестящий удар принёс победу не только над армией врага, но полный разгром противника. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам.
Продолжая поход, Светослав пришёл на Терек. Там стоял второй большой хазарский город – Семендер. Святослав разгромил его и, забрав у населения лошадей, волов и телеги, двинулся через Дон на Русь уже посуху.
Возвращаясь, Светослав взял ещё одну Хазарскую крепость на Дону – Саркел, и вернул ей исконное русское название Белая Вежа. Никто не в силах был устоять против Русов. Эта поистине грандиозная победа стоит в ряду наиболее значимых событий русского и мирового наследия.
Но она умалчивается, подвиг Светослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой
Результаты похода Светослава против паразитарного каганата были очень важны для Руси: пути на Восток были расчищены, Крым стал русским, целый ряд сателлитов Хазарии перестали быть для Руси враждебным заслоном, освободились от иудейского гнёта и ряд европейских государств.
Хазария исчезла без следа для истории цивилизаций, от неё не осталось ни памятников архитектуры (строили из необожжённого кирпича, наскоро, подешевле), ни произведений искусства, ни трактатов учёных, историков и поэтов (выгоднее было торговать), ни даже собственных монет, кроме подражаний мусульманским, потому что хазары пользовались чужим серебром и золотом.
Да, это было мощное, богатое, самое большое за всю иудейскую историю государство, этакое раннесредневековое «общество потребления», но оно исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой.
Иудеи покинули эти места, переместившись в созданные ими торговые фактории, но осталась их память о гибели Хазарии и жажда мести. Светослав пленными иудеями рассчитался за кредит с Византией – «вы угоняли наших людей в рабство и продавали, теперь почувствуйте на собственной шкуре, что это такое». Но пленные узнали, что в Византии христианину запрещено иметь в рабах христианина.
Поэтому иудеи начали принимать христианство и получать свободу. И уже потом как миссионеры-христиане они начали проникать на Русь и мстить за разгром – подлостью, коварством, огнём и мечом «крестить» народ.