Основание Москвы приписывают Юрию Долгорукому, Вещему Олегу и даже внуку Ноя, но кто на самом деле построил будущую столицу России? Археологи уверяют, что городу значительно больше тысячи лет.
Среди лингвистов нет единодушия в вопросе происхождения слова «Москва». По разным версиям, это означает «мутная» (гипотеза С.П. Обнорского, Г.А. Ильинского, П.Я. Черных, Т. Лер-Сплавинского, М. Фасмера), «искривленная» (В.Н. Татищев), «крепость» (Ф.И. Салов), «медведица»( С.К. Кузнецов) или «смородина».
- Что означает слово «Москва»?
- Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?
- Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий
- За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому
- Сколько лет Москве?
- Когда Москва празднует День города
- Кто и когда основал Москву
- Официальная версия основания Москвы
- Значение Москвы для Владимиро-Суздальских князей
- Москва до правления Юрия Долгорукого
- Происхождение названия столицы
- Альтернативные версии основания Москвы
- Первое упоминание в летописях о Москве
- Летопись Москвы
- Пять русских столиц
- Основание города Москва
- Исторические поселения и основание Москвы
- Московский Кремль
- Название города
Что означает слово «Москва»?
Первое упоминание о Москве. Кто основал Москву?
Первое упоминание о Москве зафиксировано 4 апреля 1147 года в Ипатьевской летописи. «Приди ко мне, брате, в Москов» писал тогда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий Новгород-Северскому князю Святославу Ольговичу.
Князю Юрию Долгорукому приписывается основание Москвы, поскольку с его именем связано первое упоминание города. Однако это не так. Юрий Долгорукий всего лишь пригласил своего союзника на захваченную территорию.
На Боровицком холме, в месте слияния рек Москва и Неглинная, уже было поселение. Называлось оно по имени владевшего землями боярина Степана Кучко «Кучков». Юрий Долгорукий казнил Кучко, женил своего сына Андрея Боголюбского на его дочери Улите, а поселение велел обнести деревянной крепостной стеной. Новый город получил своё название от имени самой крупной реки.
Впрочем, это не единственная версия. Историк И.Е. Забелин в своем труде «История города Москвы» разбирает несколько легенд и гипотез.
Во-первых, основать Москву мог и Вещий Олег за пару веков до Юрий Долгорукого. Автор ссылается на «позднейшие летописные записи», согласно которым «Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих».
В труде Забелина также была описана легенда про основателя Москвы князя Великого Данило Ивановича: «Князь же Данило Иванович в шестое лето на хизине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва.
Однако автор отмечает, что «это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником». Известно, что Данило Иванович жил в XIII веке, к тому моменту Москва уже была упомянута в летописях.
По другой версии, Москва была основана в XIII веке князем Данилой Александровичем Суздальским, сыном Александра Невского. В достоверности этой легенды усомнился также и историк Карамзин. Князь действительно очень много сделал для развития Москвы, но Московское княжество было выделено ему в удел по завещанию отца.
Популярная в XVI-XVII веках легенда связывает основание Москвы с именем Мосоха внука библейского Ноя, строителя ковчега.
Инок Тимофей Рвовский писал: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском».
«Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских» отмечал И.Е. Забелин. Согласно этой версии, не город получил свое название от реки, а река от города, основанного после Всемирного потопа внуком Ноя. Якобы у Мосоха была жена по имени «Ква», сочетание их имен и дало жизнь слову «Москва».
Забелин сослался на труды Феодосия Софоновича, Иннокентия Гизеля и Тимофея Каменевича-Рвовского. Впрочем, историк отметил «богатство фантазии и необыкновенную смелость вымысла» в отношении этой гипотезы.
«Наши московские доморощенные гадания о происхождении города Москвы ограничивались очень скромными домыслами» отмечает Забелин. Историк считает именно Юрия Долгорукого «все-таки прямым основателем Москвы», несмотря на то, что город был «основан» не на пустом месте.
Князь, (не) основавший Москву. Кто такой Юрий Долгорукий
Юрий (Георгий) Долгорукий шестой сын князя Владимира Мономаха. Родился на рубеже XI-XII веков, в промежутке между 1090 и 1102 годами.
До конца жизни он управлял Ростово-Суздальским княжеством, но имел притязания и на Киев. По одной из версий, «Долгоруким» князь был прозван за свою внешнюю политику и многочисленные интересы в дальних землях. По другой, руки у князя были действительно неестественной длины.
Достоверно известно, что Юрий Долгорукий основал Переславль-Залесский, Дмитров и Юрьев. Некоторые историки также считают князя основателем городов Кострома, Городец, Дубна, Перемышль, Стародуб, Кснятин и Звенигород.
Специалисты сходятся во мнении, что Юрий Долгорукий не пользовался особой популярностью у народа. Николай Карамзин, автор «Истории государства Российского», утверждал, что князь «играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».
Василий Татищев, автор «Истории Российской», был примерно того же мнения: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития, более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».
За что ругали и как полюбили памятник Юрию Долгорукому
Сегодня монумент стоит на Тверской площади, напротив Мэрии Москвы. Памятник популярен среди москвичей и туристов, но так было не всегда.
Культ Юрия Долгорукого возник в советское время. По личному распоряжению Сталина в 1946 году в Киев отправилась экспедиция с целью разыскать останки князя. Советское руководство планировало торжественно перезахоронить Юрия Долгорукого, но экспедиция провалилась, останки не нашли.
В том же году был объявлен конкурс на лучший памятник князю. Сталин выбрал проект С.М. Орлова. По легенде, Сталин сказал скульптору: «Почему у вас Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнет мужественность основателя Москвы». Скульптор переделал макет.
Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, но окончательно город познакомился с монументом лишь в 1954 году, уже после смерти вождя. Памятник сразу же вызвал неоднозначную реакцию общественности. Многие называли средневекового правителя «представителем эксплуататорских классов».
Москвичам казалось странным, что памятник князю установили на Советской площади (нынешняя Тверская). Коммунисты по всему миру задавались вопросом о целесообразности идейно чужого монумента.
Многие указывали на то, что памятник Юрию Долгорукому является отступлением от ленинского плана «монументальной пропаганды».
Никита Хрущёв также недолюбливал скульптуру. По легенде, он даже приказал «оскопить» жеребца, чье бронзовое достоинство казалось слишком реалистичным. Москвичи не смогли оставить инициативу без шуток про «мерина».
В 1962 году памятник Юрию Долгорукому решили перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако вскоре Никита Хрущёв лишился всех постов, а новому руководству было не до памятника. При Юрии Лужкове, тезке князя, отношение к памятнику изменилось. Именно возле Юрия Долгорукого стали проводить торжественный мероприятия, посвящённые Дню города.
Сколько лет Москве?
Точный возраст Москвы неизвестен. Археологи при раскопках находили артефакты из эпохи мезолита (VII тысячелетие до н.э.). Историки утверждают, что сперва на территории будущей Москвы проживали финно-угорские племена. Позже на месте нынешнего Кремля поселились вятичи.
В 1846 году историк И.Е. Забелин установил дату первого упоминания Москвы в летописях. После этого в «Московских ведомостях» вышла статья Константина Аксакова «Семисотлетие Москвы».
Автор предложил считать 4 апреля 1147 года днём рождения Москвы и выступил за проведение праздника в 1847 году в честь юбилея города. Статья вызвала бурную дискуссию. Идею праздника поддержал генерал-губернатор Алексей Щербатов и митрополит Филарет.
В 2019 году Москве исполняется 872 года, в 2020 году 873 года, в 2027 году столица отпразднует 880 юбилей, а 2035 году городу стукнет 888 лет.
Когда Москва празднует День города
Несколько лет назад День города в Москве стали проводить в первую или вторую субботу сентября. Но всегда ли так было?
Первый свой юбилей Москва должна была праздновать три дня. Торжества были назначены на весну 1847 года. Однако по распоряжению императора Николая I мероприятие было перенесено на 1 января 1847 года и ограничилось одним днем.
Следующий день рождения Москва отметила лишь век спустя благодаря инициативе Георгия Попова, председателя исполкома Московского городского Совета народных депутатов. Идею поддержал Иосиф Сталин. По его приказу торжества были назначены на начало осени. Праздник состоялся в 135-ую годовщину Бородинского сражения 7 сентября.
Спустя 39 лет традицию решил возродить Борис Ельцин, который в 1986 году занимал пост главы московского горкома КПСС. В сентябре по всему городу открылись праздничные продуктовые ярмарки.
Через год Москва с размахом отметила 840-летний юбилей. 19 сентября в городе прошел парад ретроавтомобилей и карнавальных платформ, а также торжественная демонстрация. По всему городу состоялись выступления артистов и духовых оркестров. По Москве-реке были пущены баржи с праздничным декором. Вечером небо над Москвой разукрасил салют. С 1988 по 1990 года день города также отмечали в сентябре. В 1991 году празднование состоялось 31 августа.
В следующий раз Москва отметила день рождения в 1997 году. Масштабные торжества в честь 850-летнего юбилея были намечена на 6 и 7 сентября. 5 сентября, накануне городских гуляний, на Соборной площади Кремля состоялась официальная церемония открытия Дня города.
С 1997 года праздник стали проводить ежегодно. Однако в 2000 году программу сократили из-за взрыва на Пушкинской площади, пожара на Останкинской телебашне и катастрофы на подводной лодке Курск. В 2004 году день города был отменен в связи с трагедией в Беслане.
В 2016 году вышел указ мэра Москвы Сергея Собянина, по которому День города отмечается либо в первую, либо во вторую субботу сентября. Это необходимо, чтобы избежать совпадения с траурными датами.
Кто и когда основал Москву
Принято считать, что Москва была основана 4 апреля 1147 года князем Юрием Долгоруким. Легенды и хроники называют древнюю Москву боярским владением, получившим статус города при князе Юрии Долгоруком.
Раскопки показывают, что укреплённые городища существовали на месте Москвы раньше 12 века, но названия их не зафиксированы в письменных источниках.
Вопрос того кто и когда основал Москву важен и интересен, поскольку официальная версия вязала дату из Ипатьевской летописи, но там говорится не об основании города, а берется только первое упоминание. Поэтому давайте разбираться, какие есть исторические сведения об основании современной столицы России.
Официальная версия основания Москвы
Первичные исторические сведения о Москве историки берут из Ипатьевской летописи. Она сообщает, что ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (Гюрги) пригласил своего военного союзника, северского князя Святослава, на «обед силён».
Дата обозначена «в день пяток, на Похвалу святей Богородицы» — пятница пятой недели Великого поста. Современный календарь определяет этот день как 4 апреля 1147 года.
Летопись не уточняет, была ли Москва в то время городом. Информация о происхождении столицы содержится также в рукописи 16-17 веках. Она входит в так называемое Уваровское собрание, и состоит из 4 повестей «о зачале Москвы». Они излагают историю боярского рода Кучки, владевшего сёлами по обоим берегам реки Москвы.
Первая повесть проводит историческую параллель между основанием российской столицы с Константинополем и Римом. Москва, подобно двум величайшим городам древности, возникла на земле, отмеченной страшными преступлениями.
Начало кровопролития было положено Степаном Кучкой, который не подчинялся воле великого князя Юрия и всячески хулил его. Князь предал непокорного вассала смерти, а его детей, Петра, Акима и Улиту, отправил ко двору своего сына Андрея.
Предания о семье Кучковичей подтверждаются сведениями из других летописей. Дети Степана Кучки известны как убийцы Андрея Боголюбского. Он женился на Улите Кучковой и прожил с ней четверть века. Княгиня вместе со своими братьями организовала против мужа заговор, в результате которого Андрей был убит. Москва досталась в наследство его брату, владимирскому князю Михалко.
Значение Москвы для Владимиро-Суздальских князей
Владения Кучки по берегам Неглинной и Москвы настолько понравились князю Юрию Долгорукому, что он приказал построить в этой местности деревянную крепость — город. Название ему было дано в честь протекавшей рядом реки. Тверская летопись называет точную дату начала строительства крепости — 1156 год.
Легенды утверждают, что крепость строилась на незаселённом холме. Материалом для церкви Иоанна Предтечи стали деревья из близлежащего бора. Напоминание об этом боре сохранилось в названии Боровицкой башни Кремля. Владения Степана Кучки, рядом с которыми строилась крепость, располагались западнее современного квартала Зарядье.
Важность Москвы для князя Юрия объясняется её выгодным географическим положением. Город находился на пересечении путей из Киева и Чернигова во Владимиро-Суздальское княжество. Москва-река относится к Волжскому бассейну, который был удобным торговым путём с Волжской Булгарией, Персией и Хорезмом на юге, Прибалтикой и Западной Европой — не севере.
Некоторые исследователи предполагают, что сведения об основании Москвы были внесены в Тверскую летопись уже после превращения города в столицу. Официальная наука не подтверждает эту теорию.
Москва до правления Юрия Долгорукого
Археологи обнаружили на территории современной столицы России культурный слой толщиной более 6 м. Он содержит остатки древнейших рвов и валов, оград, жилищ и кладбищ, следы деревянных мостовых. Учёными найдены три крупных городища:
- на холме у реки Неглинной, рядом с церковью Николы,
- при соединении реки Яузы с ручьём Золотой Рожок,
- на Правобережье Москвы-реки, у бывшей плотины Бабий Городок.
Самые ранние укрепления были возведены в районе юго-западной части Кремля. Радиоуглеродный анализ показывает, что они строились на рубеже 11-12 веков, то есть — за полвека до первого упоминания о Москве в летописях. Это важные археологические находки,которые заставили многих историков задуматься – когда же действительно была основана Москва и кем.
Раскопки позволили обнаружить вещественные источники — свинцовую печать киевского митрополита, датированную концом 11 века, арабские монеты, отчеканенные в 862 и 866 годах. Находки свидетельствуют об обширных торговых и культурных связях населения, жившего на Москве-реке.
Косвенным доказательством исторической значимости Москвы является само упоминание о встрече Юрия Долгорукого со Святославом. Летопись сообщает, что Святослав выслал вперёд своего сына Олега с небольшой дружиной.
Путешествие князей не могло проходить по малонаселённой территории, с возможными опасностями. Олег, согласно летописи, вёз Юрию пардуса (шкуру барса). Ценный подарок и богатый пир свидетельствуют о том, что Москва соответствовала статусу знатных особ.
Наличие развитой торговли и ремесла подтверждают раскопки, проведённые в московском квартале Зарядье. Они позволили обнаружить остатки посада — местности, заселённой ремесленниками и купцами.
Исследования показывают, что посад существовал в 12 веке. Он располагался вдоль левого берега Москвы-реки. Ремесленные мастерские производили металлические, кожевенные, ювелирные, керамические и обувные изделия.
Наличие развитого ремесла и торговли доказывают экспонаты, обнаруженные в посаде:
- шиферные пряслица,
- обломки стеклянных бус и браслетов,
- фрагменты керамики,
- костяной гребень,
- шиферный крестик.
Изделия изготовлены не ранее 12 века, следовательно, до этого времени Москва была торгово-ремесленным посёлком, но не городом.
Происхождение названия столицы
Древние летописи сохранили два наименования города — Кучково и Москова. Первое название объясняется просто — по имени первоначального владельца, Степана Кучки. Второе название имеет несколько научных объяснений, но ни одно из них нельзя назвать точным.
Польский славяновед и историк Зориан Ходаковский предполагал, что слово «Москва» образовано от «мост». Современные учёные считают эту версию маловероятной. Москвой называли не только город, но и большую реку.
Поэтому и говорят, что город назван в честь реки. Языковая традиция Руси знает много примеров, когда город называли в честь реки, но не наоборот. Повесть «о зачале Москвы» также утверждает, что князь Юрий нарёк город по имени реки.
Малые речки, озёра и ручьи на территории столицы носят старорусские названия. Крупные водоёмы отличаются наименованиями, необычными для славянских языков — Руза, Пахра, Нудыль. Историки считают, что подобные топонимы остались от народа, жившего на территории современной столицы до прихода славян. Значения этих терминов, включая слово «Москва» пока не расшифрованы.
Альтернативные версии основания Москвы
Европейские историки 16-17 веков были убеждены, что российская столица основана потомками Мосха, внука библейского Ноя. Основой этой теории послужили труды Геродота, Плиния и Птолемея. Античные авторы упоминали мосхитов — народ, произошедший от Мосха.
Они, якобы, обитали в районе Кавказа, но под давлением ассирийцев переселились к реке Танаис (Дон), а оттуда постепенно разошлись по всей Руси. Название «мосхиты» со временем превратилось в «московиты». Татищев и Ломоносов отрицали европейскую теорию, не находя ей подтверждения в исторических источниках.
Русский москвовед 19 века Пётр Хавский выдвинул гипотезу о возникновении Москвы задолго до Юрия Долгорукого. Он обнаружил в архивах родословную князя. Документ сообщал, что Юрий лишь обновил Москву и утвердил её в статусе города. Настоящим основателем генеалогическая запись называла князя Олега. Зарождение города, согласно теории Хавского, относится к 9 веку.
Исследования, проведённые позже, показали, что предание об основании Москвы Олегом было вписано в родословную князей Долгоруких лишь в 17 веке. Целью фальсификации было представить Москву более древней, облагородить её историю.
Современный украинский писатель Владимир Белинский полагает, что историю любого города нужно отсчитывать от строительства храма. Первый документально зафиксированный храм на территории Москвы выстроил в 1272 году князь Даниил, сын Александра Невского.
Князю Даниилу в то время было всего 11 лет. Фактическое руководство его владениями осуществлял двоюродный брат — татарский хан Менгу-Тимур. Он приказал выстроить церковь Спаса-Преображения, заложив основу будущего города. Москва и Московское княжество сформировались, по мнению Белинского, в конце 13 века, как улус Золотой Орды.
Утверждения Белинского опровергаются российскими историками на примере летописи о разорении Москвы войсками хана Батыя. Хроника 1237 года доказывает, что за 35 лет до строительства церкви Спаса-Преображения Москва уже была процветающим торговым городом.
Первое упоминание в летописях о Москве
Летопись Москвы
В Москве до революции торжества по случаю дня основания города не устраивались, поскольку была известна лишь дата первого упоминания в летописи названия Москва (1147), а не основания города (археологи обнаружили там следы более древних поселений). В этом месте под названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в летописи, что и стало первым упоминанием о Москве.
Название реки Москва (а от нее и селения) предположительно финское. В северо-восточных землях Руси названия многих рек имеют такие же окончания: Протва, Сылва, Косва, у Камы множество притоков оканчиваются на ва, что по-фински означает вода.
Великий Князь Киевский Юрий Владимірович Долгорукий (в 1149–1151 с перерывами и 1155–1157 гг.), один из младших сыновей Великого Князя Владимiра Всеволодовича Мономаха, в Москве не жил, но бывал проездом. Однажды в 1147 г. (по нынешнему летосчислению), тогда еще Суздальский Князь, он отправился в новгородские земли добывать новые территории.
На обратном пути захотел повидаться с троюродным братом Князем Новгород-Северским Святославом Ольговичем, который пребывал неподалеку. «И послал Юрий к Святославу, и так сказал: Приди ко мне, брат, в Московь И так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились.
Наутро повелел Юрий устроить обед силен» – так в переводе выглядит первое письменное упоминание о Москве в Ипатьевской летописи, принятое за точку отсчета возраста будущей столицы Третьего Рима.
Но поселение на этом месте существовало и ранее: село Кучково с усадьбой старшего дружинника Юрия Долгорукого – знатного боярина Степана Ивановича Кучки. Причем устроить обед силен для двух князей и его дружины можно было лишь в достаточно большом селении.
(Согласно преданиям, Кучке принадлежало несколько сел на Москве-реке: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево и другие. Кучка был казнен князем из-за какого-то неповиновения. В то время княжеских междоусобиц такие конфликты не были редкостью)
Второе письменное свидетельство о существовании Москвы в те же годы содержится в Тверской летописи в связи уже с Юрием Долгоруким как Великим Князем Киевским. В 1156 г. «князь Великий Юрий Владимірович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы». То есть Долгорукий построил в уже существовавшей Москови крепость.
В эту пору Москва была лишь небольшим пограничным для Суздальского княжества военным пунктом, однако весьма важным. В то время основные транспортные пути проходили по рекам, и судоходная река Москва через разветвленную речную сеть и волоков связывала торговые пути в Новгород, Смоленск, Киев, Чернигов, Владимiр, Суздаль, Ростов.
Верховье Москвы-реки находилось за Можайском в Смоленском княжестве, имевшем по Днепру выход к южной Руси, а по Двине – к Балтийскому морю, устье Москвы на Оке принадлежало Рязанско-Муромскому княжеству и открывало путь на Волгу.
В Русской Исторической Географии Н.П. Барсова отмечено, что для связи обширной территории Русской равнины с областью Москвы-реки имели значение и такие небольшие реки, как верхняя Ока (и через нее Угра), притоки Лопасня, Пахра, Протва, в область Клязьмы шли пути по Сходне, и по Яузе, с верхним Поволжьем Москва-река связывалась правым притоком Рузою и Ламой, вместе с Шошей, впадающей в Волгу (Волок Ламский был важным перевалочным пунктом на пути из Новгорода в Рязанские земли).
Когда историки размышляют о причинах последующего возвышения Москвы в ту эпоху, упоминают ее благоприятное расположение на узле торговых путей и т.п. Но многие другие города располагались в местах более благоприятных, не став столицей Руси. Более важной причиной была мудрая политика московских Князей.
А главное – московские Князья осознали себя преемниками от Византийского Царства великой православной миссии русского народа как Третьего Рима.
Основные даты становления Москвы как столицы Третьего Рима следующие:
- 1147 – год первого упоминания Москвы в летописях в период правления Князя Юрия Долгорукого.
- 1238 – Батый сжигает Москву.
- 1263-1303 – Правление Московского Князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, родоначальника Московских Князей.
- 1325-1326 – перенос митрополитом Киевским и Всея Руси Петром митрополичьей кафедры из Владиміра в Москву во время правления (1325–1340) Великого Князя Ивана Калиты. Иван Калита добывает у татарского хана ярлык на великое княжение и становится главным сборщиком дани на Руси, значительно расширив пределы Московского княжества.
- 1362-1389 – Правление Великого Князя Димитрия Донского. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий. В 1368 и 1370 гг. Москву безуспешно осаждал Великий князь литовский Ольгерд, сильно разграбивший окрестности.
- 1380 – Куликовская битва в день Рождества Богородицы. Победа русских войск над Мамаем под руководством Московского Великого Князя укрепила значение Москвы как столицы всей Руси.
- 1382 – Разорение Москвы Тохтамышем.
- 1389-1425 – Правление великого князя Василия I Дмитриевича. Присоединение Нижнего Новгорода и др. земель на Волге и Оке.
- 1395 – Избавление Москвы от нашествия Тамерлана, благодаря чудесной помощи Владимірской иконы Божией Матери, принесенной в город.
- 1426 – Перевод княгиней Софьей Витовтовной, вдовой князя Василия I, и митрополитом Фотием правительственного аппарата из Владиміра в Москву, чем и завершается формирование Москвы как столицы российского государства.
- 1448 – Впервые на Руси митрополит Иона возведен в высший церковный сан Собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха.
- 1472. – Брак Великого Князя Иоанна III с Софьей Палеолог, наследницей византийских Императоров. Русь перенимает древний герб Второго Рима с двуглавым орлом и в дальнейшем осознает себя законной преемницей Второго Рима в роли вселенского удерживающего православного Царства – Третьего Рима.
Такое преемственное самосознание Руси после гибели Второго Рима (в 1453 г.) было тогда естественным и всеобщим, что выразилось во многих дошедших до нас летописных источниках, например: Повесть о Флорентийском Соборе Симеона Суздальца (около 1441 г.), Повесть о белом клобуке и Повесть о взятии Царьграда (обе – вторая половина XV века), послание ростовского архиепископа Вассиана Великому Князю Иоанну III на Угру (1480).
Еще более конкретно эта мысль выражена в Пасхалии митрополита Зосимы 1492 г. В начале следующего века старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих письмах в столицу дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину и Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог сформулировал знаменитые слова: «Москва – Третий Рим», – с пророческим добавлением: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Со времени возвышения Москвы как общерусского центра, стала почитаться память ее основателя. В его честь князья, начиная с Даниила Александровича, давали имена Юрия (Георгия) своим сыновьям, Великий Князь Иоанн III сделал его небесного покровителя Георгия Победоносца гербом Московского княжества.
- 1478 – Иоанн III отказывается выплатить Золотой Орде дань за десять лет и разрывает ханскую грамоту, которая подтверждала главенство Орды над Русью. В этом же году присоединение Новгорода.
- 1480 – Нашествие на Русь хана Ахмата. Ему навстречу из Москвы, после молебна перед Владимірской иконой в Успенском соборе, выводит войско великий князь Иоанн III. Стояние на реке Угре русских и татар заканчивается тем, что татары уходят без боя. Конец татаро-монгольского ига на Руси (чудо от Владимірской иконы Божией Матери, второе празднование – 23 июня).
- 1510 – Присоединение Пскова Василием III.
- 1547 – Иоанн Грозный официально принимает царский титул и венчается на царство.
- 1549–1550 – Первый Земский Собор в Москве, созванный митрополитом Макарием и Иоанном Грозным.
- 1572 – Победа в битве при Молодях над войском крымского хана Девлета I Гирея. Это было последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами, произошедшее в 50 верстах южнее Москвы, у села Молоди близ Серпухова.
- 1589 – Учреждение патриаршества. Избрание первого русского Патриарха Иова.
- 1598 – Кончина Царя Федора Ивановича и прекращение царствовавшей линии Рюриковичей. Избрание Царем Бориса Годунова, в его царствование наступление Смутного времени (до 1612 г.).
- 1612 – Народное ополчение Минина и Пожарского освобождает Москву от поляков.
- 1613 – Земский Собор избирает на царство Михаила Федоровича Романова. Начало династии Романовых.
- 1713 – Перенесение Петром I столицы из Москвы в С.-Петербург.
- 1721 – Упразднение патриаршества Петром I и установление абсолютизма.
- 1812 – Нашествие многонациональной европейской армии Наполеона. Бородинское сражение, Наполеон занимает Кремль с целью короноваться императором Вселенной. Пожар Москвы. Конюшни в московских храмах, попытки взорвать Кремль. Бегство Наполеона.
- 1917 – Свержение масонами Императора Николая II и российской монархии. Явление Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском под Москвой.
- 1917 – Всероссийский Церковный Собор, заседавший в Кремле, принимает решение о восстановлении патриаршества. Избрание св. Патриарха Тихона.
- 1918 – Большевики бегством из Петрограда возвращают Москве статус столицы государства. Переезд советского правительства в Кремль и прекращение богослужений в кремлевских храмах. Начало гонений на Церковь и черносотенную русскую культуру.
- 1935 – Двуглавые орлы на башнях Кремля заменены Сталиным на пятиконечные звезды.
- 1991 – Августовский российско-американский переворот Ельцина. Конец коммунистического режима, начало Великой криминальной революции.
Пять русских столиц
Первой столицей был Новгород, в котором в 862 г. было основано Русское Государство. Призвание князя Рюрика из прибалтийских славян. 20 лет спустя, во времена второго русского князя, Игоря Рюриковича, второй столицей Руси стал Киев.
Однако Киевской Русь не называлась, это название было введено историками уже в XIX веке для удобства классификации различных периодов истории Русского государства. Во время княжения Игоря, в 945 г., в коммерческом договоре со Вторым Римом (византийской Империей), впервые употребляется в официальном международном документе имя Росиа как официальное наименование новгородско-киевского государства.
При нашествии орды в 1240 г. Киев был разрушен и стал необитаемым, и потому столица была перенесена из Киева во Владимiр, ставший фактически третьей столицей России, хотя Киев формально продолжал быть её государственной столицей, ибо титулы возглавителей Государства Российского и Русской Церкви оставались Великий Князь Киевский и Митрополит Киевский.
- В 1325-1326 г. государственная и церковная столица государства была перенесена в Москву, ставшую четвертой по счету столицей во времена княжения Великого Князя Киевского и Владимiрского Ивана Калиты.
- В 1712-1713 г. столица России была перенесена из Москвы в пятую столицу Санкт-Петербург, основанный за десять лет до этого, в 1703 году.
- В 1918 г. большевики в чисто прагматических целях вновь перенесли столицу государства в Москву, но это уже была не историческая Россия, а богоборческий антирусский СССР, чьей столицей и стала изуродованная новыми правителями Москва.
Преемники советского государства, захватившие власть в 1991 г. на его части под названием демократической РФ, усиленно превращают свою столицу в некий новый Вавилон, в котором русские уже не составляют большинства населения.
Основание города Москва
Москва – один из самых крупных городов на Руси, основанный в 12 веке и впоследствии объединивший под своим началом всю страну. Москва в 16 веке стала столицей и продолжает быть ею по сегодняшний день.
Москва была основана князем Юрием Долгоруким на Боровицком холме на месте слияния двух рек – реки Москвы и реки Неглинной. Выгодное географическое расположение города стало одной из основных причин, из-за которых город очень быстро обрел экономическую независимость и, следовательно, политическое влияние.
Исторические поселения и основание Москвы
На сегодняшний день сохранилось мало сведений о том, что находилось на территории современной Москвы задолго до ее строительства. Существуют данные, что на берегу реки на месте современного Храма Христа спасителя задолго до основания Руси располагались Дьяковские городища (железный век), именно они считаются первыми поселениями на этой земле.
Позднее, незадолго до появления Русского государства, эти земли облюбовали финно-угорские племена, проживающие вдоль берега на разрозненных хуторах. Вскоре тут начали появляться и славянские деревни, и села, принадлежащие племени вятичей. В тот период единого централизованного поселения на этом месте не существовало, и земли были заселены разрозненно.
Точная дата и даже век основания Москвы неизвестна, на этот счет до сих пор ведутся споры между историками. Учеными выдвигалась версия о том, что Москва была основана уже в 9 веке князем Олегом, однако никаких убедительных доказательств для этого нет. Более общепринятая версия гласит, что город был построен в 12 веке, однако точного месяца и года неизвестно.
Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях (Ипатьевская летопись) в 1147 году. В этот период Киев постепенно начинает терять свою власть, русские земли перестают подчиняться единой, централизованной власти.
В летописи говорится о том, как великий князь Киевский Юрий Долгорукий созывает военный совет и призывает для разговора князя Святослава Олеговича. Совет проходит, предположительно, на территории будущей Москвы, так как в летописи упоминается призыв «На Московь».
Считается, что на момент упоминания в летописи города на этом месте еще не существовало, однако было достаточно крупное поселение.
Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город.
Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.
Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.
Построенная в 12 веке, Москва быстро начала свое возвышение, однако лишь к 15 веку приобрела статус столицы, когда на престол взошел Иван Грозный. В 1712 году с приходом к власти Петра 1 Москва потеряла столичный статус, уступив его Петербургу, однако после революции в 1918 году снова стала столицей и является ею по сегодняшний день.
Московский Кремль
История любого древнерусского города начинается со строительства крепости. Первые укрепления на территории Москвы были построены Юрием Долгоруким, имели деревянные стены, небольшой диаметр и служили по большей части для проживания и хозяйственных нужд.
Лишь в 14 веке старая крепость была перестроена, стены были выполнены из белого камня, территория расширена. Отсюда Москва получила название Белокаменной. Кремль перестраивался еще дважды, в 15 и 18 веках, после чего приобрел свой окончательный вид.
Название города
Название Москвы, как и многих других городов, связано с названием реки, на которой он стоит. Что касается названия самой реки, то тут существует несколько версий происхождения слова.
Во-первых, согласно древнеславянской, слово «Москва» произошло от корня «моск», который имеет двойственное значение и означает как «мокрый, влажный», так и «ум». Вторая версия связана с проживающими на этой территории финно-угорскими племенами. Москва в данном случае является результатом соединения нескольких марийских слов, означающих в переводе «Медведь» и «Мать».
Наиболее распространенной версией сегодня является происхождение слова «Москва» из языка коми, на котором термин означает – «Коровья река». Москвой называли и саму реку и поселения, находящиеся по ее берегам.