Антагонист (от греч. ανταγωνισης) — это персонаж, противостоящий главному герою (протагонисту) или злодей, чьи действия направлены на разрушение планов героя, создание препятствий, достижение своих конкретных целей, идущих вразрез с планами протагониста.
Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.
- Антагонист: кто это такой, примеры и значение
- Кто такой антагонист?
- Примеры антагониста
- Джокер
- Волан-де-Морт
- Бэйн
- Как появился термин ?
- Цели и задачи антагониста
- Как отличить антагониста от протагониста
- Что такое антагонист? Происхождение и значение слова
- Происхождение термина
- Антагонист. Значение слова в сфере искусства
- Антагонист. Определение в химии
- Антагонист в анатомии
- Пример антагониста
- Протагонист
- Протагонист и антагонист
- Происхождение
- Примеры протагонистов:
- Ложный главный герой
- Несколько главных героев
- Современное значение
- Кто такой антагонист
- Определение термина антагонист — что это такое
- Антагонист – это плохой или хороший герой?
- Примеры антагонистов в литературных произведениях
Антагонист: кто это такой, примеры и значение
Кто такой антагонист?
Антагонист – сложный, хорошо проработанный персонаж, который обладает определенным набором качеств, сформировавшимися взглядами и хорошо выраженными чертами характера, его поступки отвечают конкретным целям и направлены на достижение определенного результата.
При этом антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. Это персонаж, наличие которого помогает развитию линии главного героя, раскрывает нам его качества и помогает отследить становление характера.
Примечательно то, что антагонист и протагонист объединены тесной связью, ведь если в произведении нет антагониста, то и протагониста в нем, скорее всего, не будет, т.к. попросту некому противостоять. Однако, за редким исключение, такие случаи все же встречаются.
Например, такое возможно, если сюжетом созданы условия, где герой напрямую никому не противостоит, а все трудности вызваны событиями, которые «антагонистом» назвать нельзя (они не обладают собственной волей и стремлением противостоять герою).
Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.
Примеры антагониста
Разобраться в том, кто такой антагонист, лучше всего помогут конкретные примеры. Возьмем несколько наиболее известных и авторитетных антагонистов современного кинематографа.
Джокер
Этот персонаж известен нам из серии фильмов про Бэтмена, однако образ получился столь удачным, что в 2019 году про него вышел отдельный фильм «Джокер».
Волан-де-Морт
Этот персонаж, чье имя нельзя произносить, известен нам из культовой вселенной Гарри Поттера, состоящей из 8 фильмов, каждый из которых получил высокие оценки зрителей и кинокритиков.
Бэйн
Бейн — это ещё один очень интересный и проработанный персонаж из вселенной Бэтмена, известный нам по фильму «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» (2012). Фильм занимает 92 строчку в рейтинге кинопоиска «250 лучших фильмов всех времен».
Как появился термин ?
Термин «антагонист» возник в Древней Греции и в переводе означает «соперник» или «противник». Чтобы понять, почему в Древней Греции появилась необходимость обозначить кого-то таким термином, нужно вспомнить, что именно это античное государство явилось колыбелью зарождения современного драматического театра.
В Древней Греции поклонялись множеству различных богов, для которых устраивали пышные религиозные обряды с подношениями, и именно с этих обрядов зародились первые театральные представления. Огромный успех подобных представлений у публики положил начало развитию театрального искусства.
В любом таком представлении участвовала группа действующих лиц – персонажей, каждый из которых играл свою роль.
Таким образом, термин «антагонист» появился из необходимости обозначить персонажа, намерения и действия которого противопоставлены действиям главного героя представления (протагониста).
Цели и задачи антагониста
Антагонист в произведении используется в качестве контрастного персонажа, дающего почву для конфликта. Но помимо этого он необходим для более детальной прорисовки образа главного героя, который должен справиться с собственными недостатками и побороть внутренний конфликт, что будет иллюстрировать его личностный рост и развитие и давать целостное представление о персонаже. Антагонист в этом случае выгодно оттеняет личность протагониста, давая читателю возможность сделать о нем свои выводы.
Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования? Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.
Среди общих черт можно выделить следующие:
- оба героя поглощены идеей выполнения какого-либо долга, достижения цели,
- действия и поступки героев провоцируют читателя испытывать различные чувства по отношению к ним: сочувствие, недоверие, беспокойство.
- обладание дурными чертами характера, негативным, отталкивающим поведением,
- преодоление трудностей и препятствий, быстрое приспособление к изменению ситуации,
- обладание важной или секретной информацией, высшим разумом, сверхъестественными способностями.
Как отличить антагониста от протагониста
Чтобы не возникало трудностей в различение протагониста от антагониста, нужно запомнить, что протагонист – главный персонаж в произведении. Это правило относится не только к различным литературным произведениям (проза, поэзия), но и другим формам искусства (кинематограф, балет, опера).
Главный герой является центральным персонажем, история разворачивается вокруг него, его действия имеют влияние на других героев произведения. Он принимает решения, совершает ошибки и сталкивается с последствиями своих поступков. В какой-то степени он выступает несущей конструкцией всего произведения, обеспечивающей развитие сюжета.
Протагонист – персонаж, который фигурирует в большинстве значимых событий, он чаще всего находится на виду у аудитории. Это касается не только длинных цельных произведений, если история рассказывается частями, в виде отдельных новелл, в каждой из них будет свой протагонист.
Антагонист же, олицетворяет собой испытания для главного героя, на базе его образа в произведении создается конфликт. Антагонист привносит в жизнь главного героя трудности и препятствия, которые тот должен преодолеть, тем самым закаляя свой характер и проявляя определенные черты личности.
Как мы уже говорили, антагонист не обязательно является отрицательным персонажем. Однако в классическом стиле повествования, в качестве антагониста выступает именно враг-злодей, которого и пытается одолеть протагонист по ходу истории.
Что такое антагонист? Происхождение и значение слова
Что такое антагонист? Очень часто можно услышать этот термин, когда речь идет о различных художественных произведениях. Это и литература, и кино, и театральные постановки и т. д. Однако данное понятие используется не только в сфере искусства, о чем знают не многие. Что же оно означает и откуда пришло в наш язык?
Происхождение термина
Для начала необходимо разобраться с этимологией термина. Слово «антагонист» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «противник», «против», «соперничать». Данное понятие имело отношение к античным драмам.
Драмы существовали в классический период древнегреческой литературы, будучи непосредственно связанными тематически с поклонением богам и мифологией. Древнегреческие театры пользовались исключительной любовью масс. Как и во всяком театральном действии, в представлениях того времени были и свои персонажи. Антагонистом называли героя, который противодействовал основному персонажу.
Антагонист. Значение слова в сфере искусства
То значение, которое слово приобрело множество лет назад во времена античного театра, сохранилось и дошло до наших дней. Антагонист противодействует главному персонажу и герою произведения (протагонисту). Это одно из самых распространенных значений данного терпина, поэтому на вопрос «Что такое антагонист?» чаще всего приводят примеры из искусства.
Существование антагониста – одна из главных движущих сил развития некоторых сюжетов. Он создает препятствия герою, является его противоположностью, заставляет героя бороться, принимать сложные решения, противостоять своему врагу.
Причем антагонист это не всегда один человек. Очень часто данный образ находит воплощение в нескольких персонажах. Также в этой роли могут выступать организации и даже различные природные катаклизмы.
Причем стоит отметить, что антагонист – не всегда просто злодей. Очень часто это сложные и противоречивые персонажи с хорошо проработанными чертами характера и мотивацией к действиям. Поэтому порой его поступки даже сложно оценивать как злодеяния.
Антагонист. Определение в химии
Для некоторых может оказаться неожиданностью, но описываемый термин также может употребляться, когда речь идет о биохимии. Стоит вспомнить снова о том, что такое антагонист в переводе с греческого. Прежде всего, это противник.
Нечто противоположное и противостоящее. В химии термин также сохранил это значение. С помощью него определяется вещество, которое ослабляет действие другого вещества, иными словами, противостоит ему, проявляя противоположный эффект.
Антагонист в анатомии
Тех, кто углубленно не изучал анатомию и физиологию, может удивить употребление термина «антагонист» в этих сферах. Причем выступает он снова в роли некой противоположной, противостоящей силы.
В анатомии антагонисты – это мышцы, с помощью которых производится осуществление координации в разных направлениях. Например, сгибание и разгибание конечностей, являющиеся по отношению друг к другу противоположными действиями.
Пример антагониста
Выяснять, что такое антагонист, лучше всего на примере. И поскольку чаще всего этот термин все же связывают с искусством, то и образец будет соответствующий.
К примеру, профессор Мориарти – один из самых известных антагонистов в литературе и кинематографе. Это довольно сложный и многогранный персонаж, тщательно проработанный и обладающий своей историей. Герой настолько яркий, что его имя фактически отождествляется с крылатым выражением.
Детальная проработка персонажей очень важна. Потому что на вопрос «Что такое антагонист?» недостаточным ответом будет просто «злодей». Безусловно, чаще всего им является враг героя.
Но всегда ли это нелицеприятный персонаж? Антагонист может совершать отрицательные действия, но если задуматься, посмотреть на него с другой стороны, то может оказаться, что мотивация у него была благородная. Все зависит лишь от точки зрения. Собственно, тем и интересны антагонисты.
Протагонист
Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.
Протагонист и антагонист
Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.
Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.
Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.
Протагонист – не всегда положительный герой, главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.
Происхождение
Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.
Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).
Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:
- протагонист,
- девтерагонист,
- тритагонист,
В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.
Примеры протагонистов:
- В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
- Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
- В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
- В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.
Ложный главный герой
В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.
Несколько главных героев
В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.
Современное значение
Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении. Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства.
Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг, в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок. Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.
Кто такой антагонист
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Происхождение многих слов уходит корнями в античность. Так произошло и с понятием «антагонист», которое переводится с греческого языка как «противник».
Примечательно, что у него довольно много значений и они зависят от того, в какой области знаний данный термин применяется. Например, недавно я публиковал статью про антагонизм в философии.
Но слово антагонист — это все же в большей степени термин, имеющий отношение к литературе, о чем мы сегодня и поговорим, не забыв упомянуть и другие области его применения.
Определение термина антагонист — что это такое
Толковый словарь даёт несколько значений слова «антагонист», сообщая, что такое понятие есть в самых разных сферах человеческой деятельности.
К примеру, в языке спорта антагонистами называются мышцы, параллельные друг другу. При сгибании руки работает бицепс. Это мускул-антагонист. Ему противопоставлен трицепс – антагонист, отвечающий за разгибание. На методике развития мышц-антагонистов построены основы современного бодибилдинга.
Также это слово широко используется в сфере психологии, философии, искусства. Его нередко можно встретить в критических статьях, посвящённых разбору литературных произведений. Чтобы знать значение термина и самостоятельно использовать его при написании эссе и сочинений, заглянем в историю и теорию литературы.
Антагони́ст в литературе – это персонаж, который стоит на пути главного героя и мешает ему достичь цели. Главный герой называется протагонистом.
Но эти два понятия используются в связке: не всегда можно назвать того или иного героя протагонистом, если в произведении отсутствует его антагонист. Хотя и такие случаи возможны.
Основа развития сюжета – это конфликт. Нередко причиной его зарождения становится противостояние антагониста и протагониста. Если вернуться к разговору о спорте, где противоположные друг другу мускулы отвечают за движение, можно отметить, что и в художественном произведении борьба противников задаёт внутреннее сюжетное движение.
Силой, противопоставляющей себя основному герою (антагонистом), не всегда выступает человек. Это может быть группа лиц, коллектив, общество или некая обобщённая безличная сила (молва, общественное мнение, природный катаклизм).
Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» протагонисту Чацкому принято противопоставлять не Фамусова, Скалозуба и Молчалина по отдельности, а «фамусовское общество» в целом.
В более узком смысле антагонистом считается отрицательный персонаж произведения, любым способом «мешающий» положительному герою. Это главный злодей, задача которого сбить остальных с пути истинного.
Вспомните популярные фильмы (блокбастеры) — их сюжеты основаны как раз на этом принципе, где обязательно есть злодей (человек или что-то более общее), с чем борется главный герой.
Выше приведен отличный ролик раскладывающий роль протагониста и антагониста на составляющие и объясняющий, как это все реализовано в сценарии к популярному фильму. Думаю, что молодому поколению такой ликбез (что это?) будет понятнее.
Антагонист – это плохой или хороший герой?
В классической греческой трагедии «заряд» души антагониста однозначно был отрицательным. Ему противопоставлялся идеализированный протагонист. Литература Нового времени расставила акценты по-другому: иногда антагонист выглядел в ней обаятельней и живей напыщенного протагониста.
Этот мировоззренческий сдвиг породил жанр плутовского романа, прославляющего проделки свободного от моральных догм хитреца. В зависимости от жанра фигура антагониста меняется, получая новые роли.
В комедии антагонист, как правило, вовлекает главного героя в забавные ситуации и ставит его в двусмысленное положение. В любовном романе для женщин, героиней которого является невинная девушка, антагонистка в виде женщины с опытом втягивает протагонистку в любовную авантюру.
Задачей триллера часто становится описание самых ужасных свойств антагониста. Он выступает настоящим воплощением зла, инициирует сцены рукопашных схваток, насилия, жестокости. В каждом из случаев он сближается по своим функциям с трикстером (героем-провокатором).
Примеры антагонистов в литературных произведениях
Чтобы не обознаться, научитесь отличать антагониста от антигероя – протагониста с отрицательными свойствами. Например, Иудушка Головлёв из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» – антигерой. А вот Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина – антагонист Петра Гринёва.
Рассмотрев программные произведения русской классики, можно выявить целый ряд оппозиций «антагонист-протагонист»:
- Печорин-Грушницкий («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова»),
- Базаров-семья Кирсановых («Отцы и дети» И. С. Тургенева),
- князь Мышкин – Петербургское общество («Идиот» Ф. М. Достоевского),
- Раневская – Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова).
В романе о Гарри Поттере антагонистами главного героя выступают Дурсли – семейка маглов, чья жизнь – сплошное антиволшебство. Лорда Волан де Морта можно назвать как личным противником Гарри, так и антагонистом всего сообщества добрых волшебников, олицетворением мирового зла.
У знаменитого сыщика Шерлока Холмса тоже есть антагонист – это профессор Мориарти. Он умён и проницателен, изворотлив и коварен. Его гениальность позволяет Шерлоку всегда держать ухо востро, вдохновляя на новые дела.
А вот в романе «Евгений Онегин» не всё так однозначно. Если внимательно проанализировать дневники А. С. Пушкина, черновые записи и письма к друзьям, становится ясно, что главный герой произведения – отнюдь не Онегин, а Татьяна. На ней держится лирический сюжет.
Своей искренней и глубокой любовью она оттеняет поверхностный изменчивый нрав Евгения. Онегин – её антагонист. Противопоставление же Онегина Ленскому, Татьяны — Ольге нельзя назвать центральными конфликтами произведения. Они нужны автору для вспомогательных целей, так как позволяют раскрыть характеры героев.