Понятие образования
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Компоненты образования:
-
Совокупность образовательных стандартов и программ.
-
Органы управления образованием.
-
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
-
Обучение в учебных заведениях.
-
Образование в семье.
-
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
-
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
-
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
-
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения,
-
образовательная — сам процесс обучения,
-
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем,
-
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни,
-
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
-
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
-
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
-
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
-
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Система образования в РФ
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
-
Органы управления образованием,
-
Совокупность образовательных стандартов и программ,
-
Сеть образовательных учреждений:
-
дошкольное образование (ясли, детские сады),
-
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
-
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
-
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
-
высшая школа (вузы).
-
Принципы образовательной политики в РФ:
-
гуманистический характер образования,
-
приоритет общечеловеческих ценностей,
-
право личности на свободное развитие,
-
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования,
-
общедоступность образования,
-
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых,
-
светский характер образования в государственных учреждениях,
-
свобода и плюрализм в образовании,
-
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.