Узнаем, что такое честолюбие

Доброго времени суток, дорогой читатель. В данной статье Вы узнаете, что такое честолюбие, значение этого слова. Вам станет известно, какими чертами обладает честолюбивая личность. Выясните, как бороться с данным качеством, если оно имеет негативные проявления.

Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности.

Общие сведения

Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель. Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом. Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.

Плюсы и минусы

Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

  • научно-технические разработки,
  • произведения искусства,
  • открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу.

Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию. У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Характерные признаки

На то, что рядом оказался честолюбец, могут указывать определенные проявления:

  • излишние амбиции, при наличии скромных возможностей — человек ставит слишком высокие цели,
  • гордыня – мнение, что он занимает важное место в обществе, а все остальные должны пресмыкаться,
  • жажда славы — нередко приводит к провалу,
  • душевная черствость и эгоизм – такой человек не считается с чужим мнением, готов переступать через людей,
  • присутствует сильная боязнь провала,
  • критика воспринимается очень болезненно, бьет по самооценке честолюбивого человека,
  • полная уверенность в том, что все люди ему завидуют,
  • такая личность может не осознавать, что пытается все контролировать, раздает всем указания.

Как бороться с честолюбием

Корни зацикленности на своей персоне берут свое начало из детства. Малыш хочет быть лучше всех, старается учиться на «отлично», ждет похвалы родителей. В такой момент крайне важно, чтоб мама с папой донесли до ребенка, что не станут любить его меньше, если он в чем-то ошибется и потерпит неудачу.

Необходимо, чтоб малыш осознал, что не нужно всегда стремиться быть лучшим, чтоб добиться успеха:

  1. Нужно осознать, что Вы не являетесь всемогущей личностью и неидеальны. Нет людей, у которых были бы только достоинства и отсутствовали недостатки.
  2. Научитесь ставить перед собой цели, до которых реально дотянуться с течением времени. Причем, для начала лучше ставить такие цели, достичь которых можно за день – два.
  3. Необходимо продолжать заниматься саморазвитием, но при этом важно учитывать мнение окружающих Вас людей, их интересы.

Что такое честолюбие — черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «честолюбие» состоит из двух частей: «честь» и «любить», оба вроде бы «хорошие», вызывают приятные ассоциации. Однако настоящий смысл слова далек от первого впечатления, в связи с чем многие люди используют это понятие не «по назначению».

Честолюбие — это..

В русском толковом словаре С.И.Ожегова: честолюбие – это «жажда известности, почестей, стремление к почётному положению».

Если говорить проще – это эгоизм, который толкает человека на достижение всевозможных высот в личной жизни и общественной деятельности: славе, востребованности, уважению. Честолюбивый человек хочет быть лучше всех, гонится за первенством буквально во всем – так он подкармливает свое вечно голодное эго.

Честолюбие часто путают с тщеславием (что это такое?). Второе является составляющей частью первого, но не его синонимом. Тщеславие – понятие более «мелкое» – жажда славы в любом ее проявлении. Честолюбивость же направлена на глобальные свершения.

Черты честолюбивой личности

  1. Ставит нереальные цели и упорно к ним идет,
  2. считает себя умнее, красивее, успешнее и т.д. других, открыто заявляет об этом,
  3. честолюбивый человек на полном серьезе уверен в своем превосходстве над другими: думает, что окружающие ему завидуют,
  4. слабо развитая эмпатия (что это такое?) либо ее отсутствие – не умеет сочувствовать, жалеть других, поэтому легко переступает через тех, кто встает на пути,
  5. единственное чего боится честолюбивец – провала своих планов,
  6. критика может вывести его из себя, так как воспринимается весьма болезненно,
  7. склонен к гиперконтролю, любит командовать, навязывает везде свои «порядки».

Психологический подход

Психологи заявляют, что честолюбие – это черта характера, то есть устойчивое, а не «точечное» проявление личности. Индивид ведет себя так всегда и со всеми. Откуда берется чрезмерно завышенная самооценка, необузданная гордыня и нереалистичный взгляд на мир?

Американский психоаналитик Карен Хорни писала, что честолюбие – есть невротическая потребность (книга «Невротическая личность нашего времени»). Это значит, что желание быть «впереди планеты всей» продиктовано детскими травмами: любой ребенок хочет быть любимым родителями, получать от них похвалу, быть им нужным. Если этого не происходит, то страдает самооценка: малыш делает выводы о своей никчемности, незначимости, ощущает себя пустым местом.

«Непринятые» дети быстро улавливают, что хорошие поступки вызывают у взрослых позитивную реакцию. С этого момента их ведущей стратегией по жизни становится лозунг «Я буду лучше всех, и тогда меня полюбят».

Взрослый человек с такой установкой уважает себя только тогда, когда достигает очередной вершины. Собственные неудачи обрушивают и без того неустойчивую самооценку, заставляют чувствовать себя униженным, загоняют в состояние ничтожества, что для него подобно смерти.

Такой индивид не принимает себя целиком: он запрещает себе злиться, завидовать, плакать, болеть и т.д. Он мнит себя идеальным, суперменом, героем.

Человеческие проявления, которые воспринимаются им, как негативные (постыдные, говорящие о слабости) подавляются, а все, что есть хорошего (одобряемое обществом), выпячивается в десятикратном размере. Часто такая «политика» приводит к невротическим расстройствам.

Плюсы и минусы честолюбия

Так что же такое честолюбие – хорошо это или плохо, бороться с ним или не надо? Хочется ответить словами Парацельса: «Каждое лекарство может стать ядом, и каждый яд может стать лекарством, все дело в дозе».

С одной стороны, наша планета «вертится», благодаря честолюбивым людям: С другой, чем сильнее травмирован ребенок в детстве – разрушено ядро его личности (что это такое?), тем в большей степени будет проявляться его честолюбие. И мотивом в этом случае будет не просто желание доказать всему миру свою значимость, а ненависть ко всему человечеству.

Неосознанное стремление отомстить за свои обиды, уменьшить психическую боль делают поступки личности опасными для окружающих (убить соперницу, подставить и посадить в тюрьму конкурента и т.д.). И тогда здесь не приходится говорить о созидании: поведение человека направлено на разрушение.

Честолюбие

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает.

Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. Амбиции для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Гордыня завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям.

Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам.

Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли невротику быть лучшим – зависит его самооценка.

Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по самолюбию.

Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех. Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя.

Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными эмоциями, чувствами, переживаниями проживать свою жизнь.

Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес.

Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень тревожности, который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый страх неудачи, которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу.

Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой.

Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство ненависти – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь.

Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь.

Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным.

В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес лени является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет мотивацию к собственному успеху.

Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и правилам успеха.

Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха? Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному таланту честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его сублимации.

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей.

Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы.

Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту.

Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой.

Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью.

Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним.

В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа.

Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм.

Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит. Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения.

Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят.

Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми.

При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю.

Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага.

Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Оцените статью
exam-ans.ru
Добавить комментарий