Опера – сложное музыкально-драматическое произведение. Сложное по составу: она основана на музыке, слове и сценическом действии, пожалуй, это самый сложный из существующих традиционных музыкальных жанров с точки зрения ее сочинения. Но сложность – это не приговор, а объективная оценка. А вот слушать и понимать оперу могут все, кто к этому стремится.
Ради чего люди приходят в оперный театр? Для получения эстетического удовольствия, потому что здесь, кроме музыки, присутствует театральное действие, основанное на литературе (либретто). Это уникальное сочетание! Такого нет больше ни в одном виде искусства.
История оперы
Самый важный элемент оперы – пение. Именно пение, человеческий голос, передаёт все оттенки человеческих переживаний, психологическое состояние героя, его характер и темперамент. Не менее важно и драматическое действие, сюжет оперы.
Музыка обогащает понимание драматического действия и характера произведения в целом. Таким образом, все составляющие оперы взаимосвязаны, и только в этом единстве мы получаем произведение, которое дарит нам радость познания мира и человека в нём.
Опера возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В Италии был открыт и первый оперный театр (Венеция, 1637 г.). Конечно, не сразу опера появилась в том виде, в котором она существует сейчас – был долгий путь её становления.
Сначала появились мистерии. Мистерия – это один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.
Музыка в мистериях звучала только эпизодически. А вот в пасторалях, которые были популярны в XVI в., музыка звучала чаще. Пасторали поэтизировали мирную и простую сельскую жизнь.
В конце XVI в. в такие представления стало вводиться одноголосное пение, что приближало уже произведение к опере, какой мы её знаем сейчас. Считается, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 г. на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном.
Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Опера стала быстро распространяться по всей Европе. И уже в конце XVII-начале XVIII в. начали складываться основные разновидности оперы: опера Seria (большая серьёзная опера) и опера Buffa (комическая опера).
А как развивалась опера в россии?
В развитие этого музыкального жанра большой вклад внесли композиторы Е. Фомин, А. Верстовский, В. Пашкевич.
Впервые в России опера была поставлена в 1736 г. итальянскими оперными труппами. Аристократическое общество быстро признало оперу средством отличного развлечения и стало приглашать иностранных композиторов для создания новых опер. Но это были оперы в основном на итальянском языке. Первую оперу на русском языке создал в 1755 г.
также иностранец – итальянский композитор Франческо Арайя. Сюжет оперы также был иностранным – древнегреческий миф. Очевидно было, что при такой любви к опере русских аристократов пора бы уже создать оперу собственными силами.
Было решено направить за границу для обучения и совершенствования в оперном жанре композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.
Композиторы создали свои оперы. Например, Д. Бортнянский является автором опер «Сокол» (1786), «Празднество сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787) и других музыкальных произведений. Наряду с М. Березовским Д. Бортнянский считается создателем классического типа русского хорового концерта.
Евстигней Ипатович Фомин (1761-1800) является автором первой русской оперы на отечественный сюжет: оперу «Новгородский богатырь Василий Болеславич» он сочинил на либретто императрицы Екатерины II.
В 1788 г. Е. Фомин написал одну из наиболее известных своих опер: «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла её к постановке, лишь в 1800 г. эта опера увидела сцену.
Известна мелодрама Е. Фомина «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 г.
Е. Фомин является одним из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Но его творческое наследие долго оставалось малоизвестным. Только в середине XX в.
некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны. Последняя известная работа – опера «Золотое яблоко» – сохранилась только в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, авторство которых пока не установлено.
Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) – русский композитор. Автор преимущественно опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854) и др. Лучшей считается опера «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н.
Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Написал более 30 опер-водевилей: «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и др. Он также прославился романсами.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Итак, мы видим, что в России постепенно складывалось своё оперное творчество, но основоположником русской национальной оперы считается именно М.И. Глинка.
Будучи в творческой поездке в Италии и Германии, Глинка обдумывал план создания русской национальной оперы. Он долго искал сюжет и наконец, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В 1835 г., вернувшись в Россию, он приступил к написанию оперы.
В 1936 г. опера «Жизнь за царя» была закончена, а её премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Большом театре Санкт-Петербурга. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. Позже опера стала называться «Иван Сусанин».
В 1837 г. М. Глинка начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Таким образом, рождение русской национальной оперы состоялось, и оперный жанр в России начал активно развиваться.
Структура оперы
Как мы уже говорили, опера – это сложный, синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Опера создаётся на основе либретто – литературного произведения (уже известного или специально написанного).
Оперный коллектив
В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.
Женские голоса:
- сопрано (высокий голос),
- меццо-сопрано (более низкий женский голос, характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот),
- контральто (самый низкий женский певческий голос).
Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.
Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.
Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (конкретные примеры мы приводим лишь для того, чтобы можно было представить звучания голоса. Не все названные певцы являются оперными).
Мужские голоса:
- контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение),
- тенор (высокий певческий мужской голос),
- баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором),
- бас (наиболее низкий мужской певческий голос).
Самый известный контратенор – Барри Гибб, британский певец, композитор и продюсер.
Известные теноры:
- Николай Басков,
- Карел Готт,
- Александр Градский,
- Марио Дель Монако,
- Майкл Джексон,
- Пласидо Доминго,
- Хосе Каррерас,
- Энрико Карузо и др.
Известные баритоны:
- Сергей Волчков,
- Юрий Гуляев,
- Роберто Лоретти,
- Муслим Магомаев и др.
Известные басы:
- Луи Армстронг,
- Борис Гмыря,
- Евгений Нестеренко,
- Борис Штоколов и др.
Опера делится на акты (завершённая часть оперы, обычно между актами бывают перерывы), картины (часть акта), сцены (часть действия), номера (отдельное законченное по форме выступление). Перед актами бывает пролог (вводная часть, предисловие), в конце оперы – эпилог (заключительная часть).
Музыкальные номера оперы:
- речитативы (певучая речь),
- ариозо (небольшая ария),
- песни,
- арии,
- дуэты,
- трио,
- квартеты,
- ансамбли и т. д.
Симфонические формы:
- увертюра (инструментальное вступление к опере),
- интродукция (то же самое, что и увертюра или вступление, только к отдельному номеру),
- антракты,
- пантомима,
- мелодрама,
- шествия,
- балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах: арии, ариозо, ариетте, каватине, монологе, балладе, песне. В кульминационных или заключительных моментах оперного действия появляются ансамбли (дуэт, трио, квартет и т.д.).
Хор в опере может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией, может показывать монументальные картины народной жизни и т.д. Иногда в опере участвует балет.
Оперный театр
Оперный театр создаётся специально для показа оперных постановок.
Здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.
Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).
Большой театр в Москве был открыт в 1825 г. Это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.
Популярные оперы
Самыми популярными во всём мире являются оперы «Травиата» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Д. Пуччини, «Тоска» Д. Пуччини, «Волшебная флейта» Моцарта. Среди 50 популярных опер мира – две русские оперы: «Евгений Онегин» (№ 14) и «Пиковая дама» (№ 45) П. И. Чайковского.
Опера в современном мире
Опера по-прежнему популярна, оперные спектакли ставятся и посещаются. Существует только одна неприятная тенденция: разгул экспериментаторства на больших и малых сценах, когда произвольно истолковывается замысел автора, изменяются акценты. Вольная интерпретация порой далеко уводит от той идеи, которую стремился донести до слушателей композитор.
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств.
Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене.
Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
История оперы
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение.
Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери.
Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж.
Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале).
Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях («Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ.
Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг.
Так, «Свадьба Фигаро» написана в стиле итальянской оперы-буффа, «Дон Жуан» это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре.
Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер. Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка, А. Бородин, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев.
Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам.
В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках.
Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Сочинение на тему: Что такое опера?
Первые опыты русских композиторов, преимущественно в жанре комической оперы, не были удачными, во многих случаях история сохранила имена авторов либретто, но не музыки.
Фактически же русская опера родилась в XIX веке, уже в эпоху романтизма. Характерное для эпохи Возрождения разнообразие национальных школ в XVIII веке сменилось господством трёх национальных центров: к Италии и Франции присоединились австро-немецкие княжества.
Название «опера» появилось гораздо позже, создания «Орфея и Эвридики». Сначала произведения этого жанра называли «музыкальная повесть», а дальше писали «труд композитора…». Выше уже упоминалось о спектаклях со вставными музыкальными номерами (или об опере с диалогами) — о немецком зингшпиле, французской комической опере, оперетте.
Признание оперы-сериа в аристократических кругах тоже не пошло ей на пользу — наложило на неё, по словам В. Конен, печать изящно-дивертисментного, декоративного стиля. Развитие оперы пошло по иному пути и опиралось на сложившиеся уже в новое время традиции музыкальных представлений.
Стремления вызвать к жизни дух античной драмы, — пишет В. Конен, — в эпоху, исчерпавшую интерес к идеалам аристократического гуманизма, неизбежно были обречены». Именно связь с драматическим театром очень скоро обеспечила новорожденному жанру ведущее положение в музыкальном мире.
Оперная ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Благодаря этой законченности арию можно исполнить отдельно, например в концерте, в радиопередаче.
Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное представление о герое, которого она характеризует. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).
В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации.
Нельзя представить оперу без арий. Ария – это то же самое, что монолог в лирическом произведении. Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное представление о герое, которого она характеризует.
При этом попытки Глюка и его либреттиста Кальцабиджи реформировать оперу-сериа — «Орфей и Эвридика» (1762), и «Альцеста» (1767) — встретили в Вене неоднозначный прием. Монтеверди средствами музыки показывал разнообразные характеры, драматические ситуации.
Поэтому достижения флорентийцев заинтересовали его особенно живо: он понял, какие перспективы открывает перед композитором этот новый вид сценической музыки.
Итак, опера родилась в Италии. Первый публичный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года на свадебных торжествах во дворце Медичи. Группа образованных любителей музыки вынесла на суд высоких гостей плод своих давних и настойчивых исканий — «Сказание в музыке» об Орфее и Эвридике.
Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах.
Пери и Ринуччини принадлежит и самая ранняя из дошедших до нас музыкальных драм — «Эвридика», исполненная впервые в октябре 1600 года в сопровождении инструментального ансамбля.
Что такое опера в музыке
Опера — не единственная форма соединения драмы с музыкой. Это и спектакли со вставными музыкальными номерами (немецкий зингшпиль, французская комическая опера, оперетта). На почве эстрадных театров Бродвея родился жанр мьюзикла. Исполнители мьюзикла должны быть в равной мере и актерами, и певцами, и танцорами.
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать.
Оппозиция, оформившаяся в 1690 году в Аркадскую академию, в известном смысле пыталась возродить традиции dramma per musica.
Если римские теоретики отказывались от зрелищности (как некогда флорентийцы — от полифонии) во имя поэзии, то на практике, в операх Пасквини и Скарлатти, именно музыка выходила на первый план.
По возвращении в Мантую (Монтеверди состоял там придворным композитором у герцога Гонзаго) он решил продолжить опыт, начатый любителями.
На торжестве у Медичи присутствовал Клаудио Монтеверди — выдающийся итальянский композитор того времени, автор замечательных инструментальных и вокальных сочинений.
Он сам, как и члены кружка Барди, давно уже искал новые выразительные средства, способные воплотить в музыке сильные человеческие чувства.
Его «камерата» объединяла не только музыкантов, но также литераторов и ученых, интересовавшихся теорией искусства и стремившихся содействовать его развитию. В ряде моментов это им удавалось, но подлинной драматической связи между музыкой и сценой все же не возникало.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.
Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями.
Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Первым крупнейшим оперным композитором можно считать Клаудио Монтеверди (забавно, что в XIX веке появится другой гениальный оперный композитор — просто Верди). Жил он в 1567-1643 годах в Мантуе, а затем в Венеции. Монтеверди стал первым создателем подлинной музыкальной драмы.
Он написал еще одного «Орфея» в 1607 году, другой его известной оперой является «Коронация Поппеи» (1642). Один из крупнейших представителей школы, Стефано Ланди, в своих сочинениях так или иначе сочетал обе тенденции.
В это общество входили так же Якопо Корси, Винченцо Галилеи (нет, это не однофамилец, а отец Галилео Галилеи), Якопо Пери, Джулио Каччини, Оттавио Ринуччини (поэт).
История возникновения оперы
Сложно представить себе мир без оперы. Кажется, что этот вид искусства существовал всегда на радость поклонникам. На самом деле ему примерно семь сотен лет. За это время опера существенно видоизменилась.
Опера зародилась в Италии. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых музыка служила фоном, оттеняя игру актеров. В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты.
Впоследствии она становилась все важнее в подобных мистериях. С какого-то момента на протяжении всего спектакля музыка звучала без каких-либо пауз. Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую написал Беверини. В этой комедии музыка звучит с самого начала и до конца, но все еще исполняет роль аккомпанемента.
В шестнадцатом веке в моду вошли пасторали, в них присутствовали хоровые исполнения мотетов или мадригалов (музыкально-поэтические пьесы). В конце шестнадцатого века в пасторалях появились сольные вокальные номера.
Это было началом зарождения оперы в привычном современному человеку виде. Этот жанр назвали drama in musica, а слово «опера» появилось только в первой половине семнадцатого века.
Нужно отметить, что ряд композиторов продолжали называть свои произведения музыкальными драмами даже после появления и закрепления слова «опера».
Существует несколько видов оперы. Главным по праву считается «Большая опера» или лирическая трагедия. Она возникла после Великой Французской Революции и фактически стала главным музыкальным направлением девятнадцатого века.Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции.
Опера служила развлечению аристократов и не была доступной для простых людей. Первой крупной оперой принято считать «Дафну» Джакопо Пери, которая впервые была исполнена в 1597 году.
Опера очень быстро завоевала популярность, став любимейшим видом искусств.
Литературные сюжеты опер делают их доступным и понятным видом музыкального искусства, поскольку ее воспринимать намного проще, чем традиционные концерты без сюжета.
В наши дни за год дается около двадцати тысяч оперных представлений. Это означает, что ежедневно в мире исполняется более пятидесяти опер.
Из Италии опера быстро распространилась в другие странах Европы. С годами она стала общедоступной, перестав служить исключительно развлечением аристократов.
В оперных театрах стали появляться «галерки», с которых простые горожане могли слушать восхитительное пение.
История оперы
Человеку любой профессии неплохо знать истоки, корни дела, которому он посвятил свою жизнь. Как зарождалась опера?
Все началось в XVII веке. Именно тогда зародились многие жанры и виды музыкального искусства, в том числе опера, которая оказала в последующие столетия решающее влияние на основные жанры инструментальной музыки и симфонизма.
Что такое опера по сути? Это синтетическое искусство, опера объединяет музыку, театр, литературу, танец, живопись. Подумайте сколько всего нужно для оперы: литературный (или какой-то другой) первоисточник, музыка, либретто, декорации, костюмы, освещение, балет, актерское мастерство… И все это в неразрывной связи между собой.
Вы наверняка знаете, что опера родилась в Италии в 1600 году. Началось все с того, что члены кружка Camerata флорентийского мецената Джованни Барди увлеклись возрождением античной музыки.
В это общество входили так же Якопо Корси, Винченцо Галилеи (нет, это не однофамилец, а отец Галилео Галилеи), Якопо Пери, Джулио Каччини, Оттавио Ринуччини (поэт).
В результате их деятельности образовался монодический одноголосный вокальный стиль и были написаны оперы «Дафна» и две «Эвридики» (первая Ринуччини-Пери, вторая — Каччини) на сюжет «Орфея и Эвридики», который, кстати, будет воплощаться в оперы на протяжении столетий.
Тогда же зародился и вечный спор, что важнее — слова или музыка. Слышали когда-нибудь выражение «Prima la musica e poi le parole»? Так вот, во флорентийской опере главными были слова, поэт был важнее композитора.
Как вы понимаете, Италия большая, а Рим слишком важен для всей человеческой истории, чтобы не существовало римской оперы… Здесь тоже был кружок, возглавляла который семья Барберини.
Они были родственниками Папы Римского, и здесь опера получила клерикальный характер, то есть в ней пропагандировались христианские идеи, прославлялась церковь. Однако, результаты оказались даже лучше, чем у флорентийцев.
Здесь были арии, хоры, ансамбли, пели кастраты (женщинам запрещалось петь в опере), появились оркестровые антракты между действиями. Примерами римских опер служат «Святой Алексей» («Il Sant’Alessio») Стефано Ланди и «Галатея» Лоретто Виттори.
Первым крупнейшим оперным композитором можно считать Клаудио Монтеверди (забавно, что в XIX веке появится другой гениальный оперный композитор — просто Верди). Жил он в 1567-1643 годах в Мантуе, а затем в Венеции.
Монтеверди стал первым создателем подлинной музыкальной драмы. Он написал еще одного «Орфея» в 1607 году, другой его известной оперой является «Коронация Поппеи» (1642).
Монтеверди средствами музыки показывал разнообразные характеры, драматические ситуации.
Конечно, без Венеции в истории становления оперы не обошлось. Венецианская школа стала лидером к середине XVII века. Именно здесь в 1637 году открылся ПЕРВЫЙ публичный оперный театр Сан-Касьяно, то есть опера стала общедоступна.
Здесь же появилось то, за что оперу часто ругали: симпатичные мелодии, все внимание на сольное пение, превращение оперы в концерт в костюмах, комические вставки (которые потом переросли в оперу-буффа).
Примером оперы венецианской школы служит «Золотое яблоко» Марко Чести.
И куда же вся итальянская культура без Неаполя! Именно этому городу перешла ведущая роль со второй половины XVII века. Здесь образуются Консерватории, первоначально служившие приютами для детей-сирот. И тут же мы знакомимся со вторым из выдающихся оперных композиторов — Алессандро Скарлатти (1600-1725).
Он сочинил, только представьте — свыше 100 опер! Теперь арии стали передавать душевные переживания героя, а речитативы двигали действие вперед. Арии сочинялись в форме да капо — первая часть, средняя и повторение первой с украшениями на вкус певца.
Речитативы делиилсь на сэкко — в сопровождении клависина и аккомпаньято — с богатой мелодической линией и сопровождением оркестра. Сформировалась увертюра.
Что же было в других странах? Неужели только итальянцы додумались до оперы? Конечно нет. Во Франции в конце 1650 годов прошли премьеры французских опер «Неблагодарная немая» и «Пастораль» Камбера на слова Перрена, хотя это были по сути итальянские оперы на французский текст.
Они даже первыми получили патент на открытие Королевской академии музыки, но не смогли справиться с обязанностями. Тут на сцену вступает Жан Батист Люлли. Именно он считается родоначальником французской оперы. Интересно, что на самом деле он тоже итальянец — флорентиец. Но тем не менее он так упорно взялся за дело, что создал лучший оркестр в Европе, сочинил 19 опер.
Французская опера — это пять актов с прологом и с условностями в сценическом поведении, патетикой, обязательным балетом.
Как насчет немцев? Первая немецкая опера — «Дафна» Генриха Шютца. В 1678 году в Гамбурге был открыт оперный театр. Создатель немецкой оперы — Рейнхард Кайзер. Однако по большому счету немецкая опера началась с Карла Марии фон Вебера, но это было намного позднее.
Что до Англии, то здесь первое имя всему — Генри Перселл. Единственная его опера — «Дидона и Эней», зато какая!
Вот так зарождалась опера в Европе. Что было в России? У нас сначала царило засилье иностранных трупп, итальянской оперы. Потом композитор Франческо Арайа, служивший при русском дворе, написал оперу на слова Сумарокова, а затем уже появились первые русские оперы Фомина, Соколовского, Березовского и других. Но настоящая русская национальная опера начинается с М. И. Глинки.